Рассказ Вечер у Шамова у Панашкина у Сухомяткина



Однако, как уже отмечено, в книге «Ералаш» и другие рассказы» внимание М. Горького было сосредоточено на других сторонах жизни. Рассказы «Вечер у Шамова», «Вечер у Панашкина» и «Вечер у Сухомяткина» составляют как бы особый маленький цикл во всем большом цикле «По Руси». Они дают три разных среза той буржуазно-мещанской среды, с которой М. Горький соприкасался в Нижнем Новгороде в первые годы своей литературной деятельности. У Шамова собирались представители местной интеллигенции, люди, которые — «точно кожаные мешки, туго набиты золотом слов и мыслей», и которые говорят «легко и ловко, как будто бегают на коньках, капризно рисуя замысловатые узоры слов». Они говорят — и умно говорят — обо всем: о народе, государстве, литературе, науке. Молодому Горькому поначалу кажется, что «здесь все — от мебели до людей — как-то особенно интересно, красноречиво». Но это лишь первое впечатление. Постепенно он начинает понимать, что эти люди, чувствующие себя «творцами и хозяевами всех идей», сами всецело подчинены своей словесной игре: «насытясь вкусной, духовной пищей», они с таким же наслаждением насыщаются пищей обыкновенной, пожалуй — даже с еще большим наслаждением и самодовольством.

Эта мысль особенно укрепляется в сознании юноши, когда он вспоминает о шамовских вечерах па вечерах у Панашкина, среди мелких лавочников и мещан, люден фантастически невежественных и тешащих себя дикими, страшными выдумками, а мечтающих лишь о сытой жизни. Конечно, у Шамова все другое — там «люди играют знаниями», как мячиками, там истины «отменно хороши — такие круглые, ясные, без устрашающих фантазий». Но, вспоминая об этих людях, юноша с горечью думает: так ли уж далек от правды Папашкин, говоря: «Всякий человек, каков он ни есть, должен есть, — вот те и вся премудрость!.. Чего все ищут, — сытости, покоя... принадлежности к чему-нибудь... каждому хочется сладенького: хоть патоки, лишь бы — все-таки!» Эти выводы получают подтверждение и на вечерах у Сухомяткина, среди купцов-богатеев, заправил местного биржевого комитета, «хозяев жизни» с их «трехэтажным удовольствием». К этим «вечерам» примыкают воспоминания о тех случаях, когда М. Горького начинали интересовать не совсем обычные люди и когда у пего возникало ощущение, что он встретился с чем-то необыкновенным, а потом оказывалось, что эти люди, — как Губин, — лишь «гнилушки», которые светятся обманчивыми огоньками («Герой», «Клоун» и другие рассказы).

Источники:

  • Горький А. М. По Руси; Дело Артамоновых./Вступит, статьяnи примеч. Б. Бялика; Худо ж. А. Таран и С. Герасимов.—М.: Худож. лит., 1982.—590с— (Б-ка классики. Сов. лит-ра)

  • Аннотация:

    В том вошли цикл рассказов «По Руси» (1912—1917) и «Дело Артамоновых» (1925) — произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.

НазадДалее
К спискуК категорииВ меню