В рассказе «Как сложили песню» показан самый процесс коллективного народного творчества. М. Горький, как мало кто из художников слова, умел воспроизводить словами индивидуальное и хоровое пение. Но в этом рассказе передано не просто исполнение песни, а ее рождение — в этом отношении горьковское произведение уникально. Очень интересен и рассказ «Легкий человек», который рассматривался М. Горьким как одна из «заготовок» к продолжению «Матери» — к задуманной повести «Сын». В отличие от Павла Власова герой «Легкого человека» — наборщик Сашка— не может быть назван героической личностью, «железным человеком», «человеком сказки». Как личность он только формируется, и его еще бросает в разные стороны. Сашка может увлекаться высокими задачами: «Он пламенно говорит о беспорядке жизни, о слепоте людей, которые не видят этого обидного беспорядка...» Но о нем недаром сказано: «Мысли его мечутся, как испуганные мыши, и трудно следить за их быстрой путаницей». Не менее пламенно и, что еще важнее, не менее искренне он может признаваться в вечной любви нескольким девушкам. Рассказчик начинает считать Сашку хорошим актером, но скоро убеждается в том, что ошибся. Если в Сашке и есть нечто от актерства, то лишь от детского — недаром он говорит: «В театре надо бы детям играть, уж они когда играют, так по-настоящему!» Сашка играет именно «по-настоящему». Его «легкость» имеет двоякое значение: это и легкомыслие, и та открытость души, которая побуждает немедленно «отдать себя кому-то», сразу, тотчас же ради кого-то «растратить богатства души своей». Мы верим Сашке, когда он говорит: «Эх, брат Максимыч, — сердце у меня растет и растет без конца, и будто я весь — только одно сердце!» Конечно, может случиться, что Сашка растратит весь жар своей души по пустякам, но нам хочется верить, что его порывы найдут выход в ином, смелом, нужном людям деле.
Источники:
Аннотация:
В том вошли цикл рассказов «По Руси» (1912—1917) и «Дело Артамоновых» (1925) — произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.