Соединяя позднее книгу «По Руси» в одном цикле с книгой «Ералаш» и другие рассказы», М. Горький, как уже сказано, исходил из автобиографического характера большинства вошедших в обе книги произведений. Но вторая книга отличалась от первой и по своему настрою, и по теме, и по главным героям. Разница настроя, эмоциональной окраски понятна: рассказы второй книги писались в годы мировой войны и все более усиливавшейся политической реакции. В этой книге М. Горький уже не ставил перед собою задачи осветить национальный характер русского парода, а сосредоточил внимание на тех силах, которые мешают народу раскрывать свою истинную сущность и духовно расти. В. И. Ленин учил, что при капиталистическом строе в каждой нации есть две нации, в каждой национальной культуре — две национальных культуры: народная и враждебная ей, буржуазно-мещанская. В книге «Ералаш» и другие рассказы» М. Горький обратил главное внимание на вторую «нацию», и поэтому на передний план выдвинулась не галерея народных характеров, а галерея их антагонистов, носителей разного типа индивидуализма, эгоизма, мещанского отношения к жизни. Из этого, однако, не следует, что во второй книге нет других характеров, подлинно народных. Как и в книге «По Руси», здесь есть не одна, а две галереи, но они — но своему значению — поменялись местами.
Источники:
Аннотация:
В том вошли цикл рассказов «По Руси» (1912—1917) и «Дело Артамоновых» (1925) — произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.