Для основного содержания книги «Ералаш» и другие рассказы» характерен рассказ «Зрители», рассказ о том, как из-за каменного равнодушия обывателей погиб раненный лошадью маленький мальчик — сирота. Не так уж много требовалось усилий, чтобы спасти его, но это, как и все вообще, было безразлично «людям, для которых весь мир — только зрелище». Даже ручей крови не обеспокоил их, а только заинтересовал: «Кровь имеет свойство привлекать особенно напряженное внимание вечных зрителей, они всегда смотрят на нее особенным, молчаливо-жадным взглядом...» Это место и частые упоминания в рассказе о солдатах и войнах были внутренне связаны с впечатлениями от продолжавшейся в пору создания произведения мировой войны, во всяком случае — не могли не вызывать тогда таких ассоциаций. Но подобные образы прошли через все творчество М. Горького. «Вы не люди, вы зрители», — обращался он к мещанам еще в 1900 году в памфлете «О писателе, который зазнался». А «героя» своего последнего большого произведения — буржуазного интеллигента Клима Самгина — он характеризовал словами одного из персонажей: «невольный зритель». Написал М. Горький в 1933 году и специальную статью «О «зрителе». Он неустанно клеймил то отношение к жизни, которое В. И. Ленин определял как психологию «пассивного зрительства»
Источники:
Аннотация:
В том вошли цикл рассказов «По Руси» (1912—1917) и «Дело Артамоновых» (1925) — произведение, рассказывающее историю трек поколений семьи фабрикантов.