Назовём подобные качества культурой специалиста. В данном случае – молодого.
Для начала, думаю, следует определиться, что есть молодой специалист. Точнее, какого он должен быть возраста. Если принимать во внимание потенциальных на данный момент специалистов – студентов, обучающихся на определённом факультете, то не стоит забывать и о выпускниках, начинающих строить свою карьеру.
Начнём со студентов. Это у нас особый класс животного мира людей, если перекладывать систематику на человечество и конкретизировать её немного по другим параметрам. Какой же культурой должен обладать студент?
Для начала – самой простой. Раз уж мы говорим о студентах естественно-географического факультета, а конкретнее – о природопользователях и экологах, то простейшим зародышем культуры для нас будет являться заповедь «Не губи природу, стремись к её охране и защите!» В полном контексте – не кидать мусор себе прямо под ноги, стремиться к энергосбережению дома, грозить пальчиком юным поджигателям травы по весне, экономить воду и так далее и так далее. Что ж, если студент-эколог будет соблюдать все эти правила, он уже близок к стадии «молодой защитник окружающей среды».
Дальше – больше. Чтобы про тебя сказали, что ты действительно вполне культурный и приятный студент-эколог, нужно владеть информацией по своей стезе, чтобы не упасть лицом в грязь, когда тебя о чём-нибудь спросят. Для этого нужно как минимум интересоваться выбранной специальностью. Прислушиваться к каждому выпуску новостей, где каким-то боком упомянули слово «экология» и иже с ним, внимательно слушать преподавателей на лекциях, вычитывать новый материал из книг по экологии, общаться и дискутировать с будущими коллегами и сведущими людьми, ибо в споре, как известно, рождается истина.
Ну и, разумеется, не только специалист, но и любой человек должен обладать культурой общения и взаимодействия. Уважение к старшим – главный пункт данного аспекта. В университете это преподаватели. Уважение к преподавателю очень ценно, ведь кто, как не он, научит студента тому, что он должен знать в данной области. Плюс ко всему, нужно уметь просто общаться с людьми. Для этого нужна хорошая коммуникабельность. А какая коммуникабельность без культуры? Да ещё и без профессиональной. Люди, скорее, обратятся к тому специалисту, который лучше осведомлён, знает больше, чем другие. А если он будет вежливым, это будет вдвойне замечательно.
Тогда и у выпускников не возникнет проблем. Только их культура дополнится ещё одним аспектом – опытом. Так человеку будет проще ориентироваться в той среде, куда его занесла когда-то мечта юности, так будет проще строить карьеру и планы на будущее.
А опыт человек приобретает в учении – учится работать, учится общаться, учится учиться, в конце концов. Всё это даётся студенту даром – на долгой выездной полевой практике, куда он попадает вместе с одногруппниками. Там-то, на полевой, бродя по лесам, болотам, карстовым пещерам, оврагам и логам, молодой эколог познаёт азы своей профессии и профессиональной культуры.
В жизни пригодится. А молодому специалисту – тем более.