Собственно, готика и проявилась, в основном, в архитектуре. Особенно излюбленными архитектурными изысканиями стали монастыри, церкви, храмы, соборы. Готика развивалась на основе романской, а точнее, бургундской архитектуры. Однако же, с развитием готика получила свои уникальные черты, что сильно отличало её от романского стиля. Романский стиль – это круглые арки, массивные стены, маленькие окна. Для готики же характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад со множеством резных элементов. Окна – большие, украшенные витражами. Все элементы стиля указывают на вертикаль.
Однако же, готика – это стиль не только архитектуры, но и скульптуры, но и скульптуры, живописи, декоративно-прикладных искусств и даже дизайна интерьеров.
Думаю, этот стиль был популярен во все времена. В самом начале своего существования – за лёгкость, которую передаёт человеку своим внешним видом, как настроение. Чуть позже особо богатые аристократы украшали в этом стиле свои дома. Сейчас стиль распространился на другие виды искусства. Некоторые молодые люди, называющие себя готами, слушают готическую музыку, одеваются в одежду, которую сами называют готической, создают культ смерти и живут, совершая одну ошибку за другой.
Тем не менее, некоторая музыка есть и в архитектуре готических строений. Стоит лишь присмотреться к величию этих сооружений. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают в Европу, чтобы полюбоваться древними замками, соборами и монастырями.
Всё дело не только в монументальности. Проходя мимо одного из таких зданий, остановитесь. Прислушайтесь. Я не знаю, что можно услышать. Я ни разу не был в Европе, ни разу не видел настоящей готики. Но я просто уверен, что можно услышать нечто. Некое звучание. Тишина древнего камня – как музыка, повеявшая стариной. Да при одном взгляде на тот же, к примеру, собор святого Вита в Чехии можно мысленно услышать звуки органа. Я уж не говорю о других монументальных сооружениях Европы.
Да-да, именно органную музыку представляет себе мало-мальски образованный человек, взирая с какой-нибудь европейской площади на величественный собор. Именно церковная органная музыка стала спутницей архитектуры того времени. О, сколько же звуков, сколько нот мог дать бы нам камень, если бы у него была возможность воспроизводить мелодии! Я, кстати, не считаю, что современная готическая музыка столь же органична, архаична и реальна, как музыка той эпохи. Нет там тех величественных звуков органа, расходящихся волнующими и тревожащими волнами под сводами соборов. Нет красивых песнопений на латинском языке, которые вселяли тепло и покой в душу. Есть лишь жёсткая музыка электрогитар, загробные голоса и тексты, призывающие покинуть этот мир. И никакой романтики высоких башен и остроконечных шпилей. Скука.
Для многих ценителей искусства, особенно архитектуры, готические здания и есть музыкой в камне, в самом прямом смысле этого слова. Тончайшая каменная резьба, изящество и многообразие форм, и всё это объединено лишь с одной целью – затронуть тайные струны души, подумать о вечном, возвысить помыслы, потянуться к Богу…
Не это ли музыка? Музыка души, музыка Бога, музыка духа и святости.
Как же услышать музыку камня? Для этого не стоит ехать в Европу. Можно представить себе всё это, лишь взглянув на фотографии замков и соборов эпохи готики. Или почитать Макса Фрая. А ещё лучше – совместить. И смотреть, пока не разыграется воображение, пока не проберёт мороз по коже, пока в голове не заиграет многоклавишный величественный орган. А потом закрыть глаза, откинуться на спинку стула, почувствовать и понять – вот она, готика.