Биография Горького. «Среда» и «Знание»



В автобиографии И. Бунин вспоминал о ситуации в литературе до революции 1905

года:

«За это время я был, между прочим, ближайшим участником известного литературного кружка «Среда», душой которого был Н.Д. Телешов, а постоянными посетителями — Горький, Андреев, Куприн и т. д.».

В конце 1890-х годов в Москве стараниями писателя Н. Телешова, автора повестей «На тройках» (1895) и «За Урал» (1897), возник небольшой кружок литераторов, художников и музыкантов с названием «Парнас». Собирались на квартире Телешова, обменивались новостями, читали свои сочинения. В 1899 году решили придать этим встречам регулярный характер; и так возникло объединение писателей под названием «Среда». Каждую неделю по средам собирался круг тех, кто составлял основу нового реализма: И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, А. Серафимович, С. Найденов, Е. Чириков, В. Вересаев, С. Скиталец и другие. Иногда бывал здесь и Чехов. Из Петербурга порой наезжал Горький со своим знаменитым другом, певцом и актером Ф. Шаляпиным. Со временем приходили новые, молодые члены объединения; так Леонид Андреев привел в «Среду» никому еще не известного прозаика Бориса Зайцева.

Идея «Среды» чрезвычайно нравилась Горькому. По воспоминаниям Телешова, он как-то сказал:

«Как хорошо вы это устроили и живете, как и надлежит писателям, по-товарищески. Чем ближе будем друг к другу, тем трудней нас обидеть. А обижать писателей теперь охотников много... »

Сам Горький в конце 1900 года становится членом другого «товарищества» — юридического. Его принимают одним из соучредителей «Товарищества «Знание», специ-ализировавшегося на выпуске научно-популярной литературы, которая в начале века пользовалась огромным спросом и приносила немалый доход. В «Знание» входили известные книжные и журнальные издатели того времени — В. Поссе, О. Попова,

В. Чарнолусский, К. Пятницкий и др. Прием в него молодого Горького, еще не имевшего издательского опыта, но уже прославившегося как писатель, было началом радикальных перемен в «Знании». Начались они с того, что... большая часть издателей покинула товарищество.

Им показалась нереальной горьковская идея издавать молодых писателей-реалистов, тех самых, что составляли круг «Среды». С переходом издательства в руки Горького оно почти целиком переключилось на беллетристику и выиграло не только в плане литературном, но и коммерческом. Горький и оставшийся в «Знании» К. Пятницкий задали издательству по тем временам невиданные темпы. Каждый месяц выходило около 20 книг общим тиражом свыше 200 000 экземпляров. Со «Знанием» не могли соперничать такие крупнейшие издатели, как А. Суворин, А. Маркс, М. Вольф.

В первые годы нового века «Знание» выпустило массовыми тиражами отдельные тома сочинений Андреева, Бунина, Горького, Куприна, Гусева-Оренбургского, Серафимовича, Телешова, Чирикова и др. Книги стремительно раскупались, требовались дополнительные тиражи. Демократическое издательство вскоре стало одним из самых престижных; напечататься в нем означало иметь стопроцентный успех. Таким образом, Горький добился прорыва нового реализма к широкому читателю.

Очень важно, что во главе издательства стоял не расчетливый коммерсант, а «свой брат-писатель». Он по себе знал все тяготы жизни начинающего литератора, прошедшего через каторжный журналистский труд и порой, как Куприн в молодости, не имевшего денег на приличные сапоги. Горький совершил переворот в оплате авторского труда. Например, Андреев получил в «Знании» за свой первый сборник рассказов вместо 300 рублей, предложенных другим издателем, свыше пяти с половиной тысяч — сумасшедшие по тем временам деньги!

Впервые в истории русского книгоиздательского дела «Знание» обеспечило авторам гонорары от иностранных издательств, которые до этого печатали переведенные русские книги бесплатно. В декабре 1905 года Горький открыл свое издательство за границей. Полное название его звучало так: «Книгоиздательство русских авторов И. Ладыжникова, главного представителя в Германии и везде за границей Максима Горького, Леонида Андреева, Евгения Чирикова, С. Юшкевича, А. Куприна, Скитальца». В самом названии чувствовался столь дорогой для Горького «коллективный» принцип.

Этот принцип сыграл решающую роль в триумфе затеянных Горьким периодических альманахов — «Сборников товарищества “Знание”». Они начали выходить с 1904 года и сразу же стали невероятно популярными. Тираж первого сборника был 33 000 экземпляров, второго — уже 81 000. Это при том, что Россия тогда была страной с большинством неграмотного населения и подобные тиражи считались просто космическими!

Но этот же «коллективный» принцип стал одной из главных причин распада «Знания». Встав на ноги, приобретя известность, писатели-реалисты уже не хотели выглядеть «подмаксимками», они стремились к полной независимости. Коллективистский подход Горького шел вразрез с неизбежным писательским индивидуализмом.

Взбунтовался даже самый близкий друг Горького Леонид Андреев. С 1906 года, после поражения первой революции, Горький поневоле живет вдали от родины, в эмиграции, в Италии. В это время в качестве редактора его замещает Андреев. Неожиданно он требует обновления состава сборников, в частности, привлечения символистов (прежде всего Блока). Андреев выдвигает широкий принцип отбора: «помещать только то, что ведет к освобождению человека». Горький же в письмах требует отбора более жесткого, по сути, социал-демократического (в 1905 году он стал членом партии большевиков). К символистам, в том числе к Блоку, Горький в это время непримирим — не может простить упаднических настроений после разгрома революции. Он пишет: «быть декадентом — стыдно, так же стыдно, как болеть сифилисом».

В результате между Горьким и Андреевым произошел громкий разрыв. Но из «Знания» ушел не один Андреев. Его покинули почти все видные «знаньевцы»: Бунин, Куприн, Вересаев, Серафимович и многие другие. Остались только верные горьковской линии Телешов и Гусев-Оренбургский. И хотя альманахи выходили вплоть до 1913 года, прежнего успеха они уже никогда не имели; и сам Горький скоро к ним охладел.

НазадДалее
К спискуК категорииВ меню