Биография Горького



Максим Горький оставил нам загадку своей личности. Его художественное значение оказалось несколько преувеличенным в начале XX века, когда популярность писателя в России неожиданно сравнялась со славой Чехова и Толстого, которых он сам считал своими учителями. Тиражи изданий Горького в начале 1900-х годов были по понятиям того времени неслыханными и выражались сотнями тысяч экземпляров.

Все искали его дружбы. Солидные общественные деятели и известнейшие литераторы Владимир Галактионович Короленко, Николай Константинович Михайловский, Анатолий Федорович Кони, Павел Николаевич Милюков, Петр Бернгардович Струве и др. устроили в 1899 году в Петербурге банкет в честь молодого писателя из провинции. Его узнавали на улицах. Толпы людей осаждали вагоны поезда во время его путешествий. В провинциальных городах время от времени появлялись личности, подражавшие внешности и поведению Горького: это были его двойники, которых часто путали с настоящим писателем.

За границей его чествовали Стефан Цвейг, Ромен Роллан, Марк Твен... Итальянские извозчики знали его в лицо и гордились тем, что из европейских стран он больше всего полюбил Италию. Когда после революции, находясь в эмиграции, Иван Бунин выступил со статьей, где подверг раннее творчество Горького жесткой, но в чем-то справедливой критике, его выступление вызвало сенсацию, так велико было влияние Горького в Европе.

Отчего это происходило? Почему пьеса «На дне», поставленная в Московском Художественном театре Константином Сергеевичем Станиславским, пользовалась неве-роятным успехом, а «Чайка» Чехова, впоследствии ставшая символом этого театра, в первой постановке провалилась? Едва ли можно исчерпывающе ответить на эти вопросы. Видимо, объяснение этому найдем не только в творчестве Горького, но и в том особом положении, которое он занял в мире благодаря каким-то неординарным свойствам своей личности.

С самого начала вокруг Горького возникло мощное психологическое поле, которое притягивало громадное множество людей — и знаменитых, и никому не известных. И сами события русской жизни начала XX века, казалось, бурлили вокруг этого человека, подчиняясь его влиянию.

Личность Горького не оставила равнодушными современников. Лев Толстой, этот мудрый старик, покоривший своим талантом и умом целый мир, в поздних дневниках пытался мучительно разобраться в феномене Горького. Александр Блок, великий поэт России, незадолго до смерти много и «тяжело» думал о Горьком (признание в дневнике поэта). Евгений Замятин всерьез считал, что в Горьком было «два человека». Дмитрий Мережковский и Корней Чуковский тоже полагали, что у Горького «две души».

Историк Лев Николаевич Гумилев предложил такое определение исторических личностей: «пассионарии» (от франц. «passion» — страсть). Горький был «пассионарием», то есть такой личностью, которая излучала вокруг себя мощное энергическое поле, непосредственно влиявшее на судьбы мира.

В старости он стал внешне походить на немецкого философа-радикала Фридриха Ницше. Это можно легко проверить, если положить рядом их портреты. Советская писательница Ольга Форш писала о Горьком в 1928 году:

«Он сейчас очень похож на Ницше. И не только своими пугающими усами, а более прочно. Может, каким-то внутренним родством, наложившим на их облики общую печать...»

Известно, что Горький был страстным поклонником Человека. Не каких-либо конкретных людей, но Человека в историческом и метафизическом смысле слова. В 1904 году он написал поэму «Человек», в которой попытался сделать невозможное: изобразить все человечество в одной символической фигуре. Поэма получилась слабой. Над ней посмеивался Чехов, ее критиковал Короленко. Но все-таки замысел ее впечатляет! Так и в самом Горьком было немало странного. Но завораживают замысел и масштаб этого человека, родившегося в деревянном доме в Нижнем Новгороде, ставшего одним из самых знаменитых писателей XX века и окончившего жизнь в несчастной роли вождя «социалистического реализма» и заложника сталинского режима. Личность Горького символизирует собой целую эпоху русской и мировой жизни. А это, согласитесь, немало!

Далее
К спискуК категорииВ меню