Роман Ольги Дмитриевны Форш «Одеты камнем» – одно из первых значительных произведений советской исторической прозы. Задуманный в 1923 году, он вместе с тем знаменует и подлинное начало творческого пути О. Д. Форш, хотя к этому времени позади у нее остались многие годы литературных и художественных исканий. Был ли тому виною за-тянувшийся внутренний спор между литературным призванием и ее настойчивыми попытками стать профессиональной художницей или какие-то другие причины – например, полное скрытых противоречий увлечение символизмом, – но только путь ее был нелегким и далеко не сразу привел к писательскому успеху и читательскому признанию. Вышедшая в 1908 году повесть о художнике «Рыцарь из Нюренберга», печатавшиеся в журналах рассказы и фрагменты неоконченного романа «Дети земли» – не более как обещающее начало.
Знавший Форш еще в предреволюционные годы Алексей Максимович Горький уже тогда в ней почувствовал незаурядного литератора.
«Я – давний и почтительный поклонник вашего добротного таланта" и умного – удивительно умного! – сердца вашего, – писал А. М. Горький в связи с выходом первых исторических романов Ольги Форш «Одеты камнем» и «Современники».– Мне давно хотелось сказать вам это, и вот я очень рад, что говорю наконец...» В романе «Одеты камнем» Горький видел не просто «большую вещь», но начало новой, советской исторической прозы, того «исторического романа в подлинном смысле этого понятия», «какого у нас еще не было». И вот он является как раз вовремя, – писал А, М. Горький.– Это замечательно».
Горький неоднократно подчеркивал своевременность появления нового исторического романа для развития молодой советской литературы. Наряду; с романами Ольги Форш он выделял особо, в качестве явления новаторского, романы «Разин Степан» Алексея Чапыгина и «Кюхля» Юрия Тынянова. Все это были романы, рожденные революцией, невозможные ни в какое другое время.
Преобразующее влияние Великой Октябрьской социалистической революции глубоко охватило все стороны общественного сознания. Обращаясь к истории, советский писатель и прошлое видел иначе. История возникновения и развития революционных идей в России, утверждение нового, социалистического мировосприятия, переосмысление многих ставших традиционными исторических представлений, особенный интерес к трагическим судьбам первых борцов против деспотизма – все это придавало не только новаторский, но и глубоко актуальный характер произведениям советских писателей в жанре исторической прозы.
Интерес к историческому роману еще больше окреп в тридцатые годы, когда советская литература пополнилась рядом замечательных произведений этого рода, среди которых были и «Петр I» Алексея Толстого, и «Емельян Пугачев» Вячеслава Шишкова, и трилогия Ольги Форш, посвященная Радищеву.
Именно в исторической прозе Ольга Дмитриевна Форш нашла наиболее полное воплощение своей творческой индивидуальности – как она сама говорила, «свое настоящее дело». В пору крутой ломки общественного сознания, на переломе исторических судеб России она осознала как свой общественный и писательский долг необходимость выразить средствами литературы реальную связь времен, социальную и психологическую, духовную преемственность революционной, сегодняшней яви с революционной традицией. «Одеты камнем» – первая оригинальная попытка показать это живое единство.
В одном из писем А. М. Горькому Форш, не скрывая своего удовлетворения, признается: «Думаю, что в «Одеты камнем» кое-что угадано верно. Во всяком случае, думаю, правильнее, укрепившись на сегодня, взорвать все пограничные столбы, проставленные временем, – так, чтобы в сегодня проступило вчера. Живое все ведь забирается и живет. И хоть мы только сейчас, но века – в нас (а не сами по себе, как полагалось раньше)» .
И весь ее жизненный и творческий опыт вел к этому пониманию связи времен, способствовал тонкому и глубокому проникновению в далеко для нее не книжный, не отвлеченный исторический материал, помогай развитию той удивительной интуиции в понимании прошлого, какую в первых же ее исторических романах заметил Алексей Максимович Горький.
Источники:
В книгу включены исторические романы известной советской писательницы Ольги Дмитриевны Форш (1873 – 1961) «Одеты камнем» и «Михайловский замок». В центре романа «Одеты камнем» (1924–1925) – судьба «таинственного узника» Алексеевского равелина Петропавловской крепости русского революционера М. С. Бейдемана. «Михайловский замок» (1946) – о трех поколениях русских зодчих: В. И. Баженове, А, Н. Воронихине и К. И. России.