Размеры статьи заставляют нас ограничиваться лишь одним примером, но примером чрезвычайно выразительным. Речь пойдет об одном из самых замечательных образов, созданных Горьким, — о Матвее Кожемякине.
Историко-хронологический диапазон романа «Жизнь Матвея Кожемякина» чрезвычайно широк: от 60-х годов XIX века до эпохи первой русской революции. Необыкновенно богат историческим и житейски-бытовым содержанием и необыкновенно красочен этот роман. Артистизм формы, виртуозное воссоздание различных, иногда весьма «фигурных», речевых манер, тонкое искусство стилизации (фрагменты из летописи Матвея) — все это напоминает произведения волшебника русской речи Лескова. Об авторе «Левши» и «Очарованного странника», соединявшем обостренный критицизм в отношении к темным сторонам народной жизни с умением видеть горящие в этой темноте живые огоньки разума и совести, напоминает и подход Горького к окуровскому бытию — бытию провинциальных городов старой России.
Много мрачного и страшного в этом захолустном мире, так мучительно знакомом Горькому. Однако писатель с напряженным вниманием, с великой надеждой всматривается в те глубинные духовные процессы, которые начались в пореформенной России, даже в самых ее дремучих, окуровских уголках. Он увлечен игрой пробуждающейся мысли, его радует все талантливое и особенно все доброе в человеке. Этот интерес к личности задумавшегося обитателя окуровского царства в соединении с ясным пониманием исторической перспективы и помогли художнику вылепить образ Матвея Кожемякина.
Горький, несомненно, любит своего Матвея, любит его доброту, отзывчивость, деликатность, совестливость, впечатлительность. Матвей живет, интенсивной внутренней жизнью. Он решил стать правдивым летописцем, историком городка Окурова. Горький наделил своего героя литературным дарованием, и есть своеобразная прелесть в старомодно-наивных, безжалостно-точных, иногда невозмутимых, иногда скорбно-трагических записях Матвея. В сущности, Матвей гораздо одаренней всех (уже утративших значительную часть своего революционного жара) интеллигентов-народников, чьи бесконечные, шумные споры он слушает так доброжелательно, так терпеливо и по-детски почтительно...
Да, Горький любит Матвея, но любовь эта — строгая, даже суровая. И дело не только в том, что писатель показывает, как дикая окуровская стихия иногда угарно захлестывает сына и наследника Савелия Кожемякина. Критицизм Горького по отношению к Матвею проявляется прежде всего в том, что писатель непрерывно как бы подвергает своего героя историческому экзамену. Жизнь идет вперед, волны событий, новых идей и настроений — пусть в ослабленном и нередко весьма причудливом виде — докатываются до окуровского захолустья, и Матвей с его социальной и нравственной чуткостью все острее ощущает зло и несправедливость, отворачивается от них в тоске. Матвея уже тяготит завещанное отцом «дело». Подобно Илье Луневу он мечтает о жизни светлой и чистой; сердце его радуется появлению таких бодрых и возвышенных натур, как Люба Матушкина. Но сильнее всех мечтаний и надежд оказывается в Матвее тяготение к покою, к тихой созерцательности, к самоизоляции от тревог современности...
В романе вынесен приговор апатичному и пассивному отношению к жизни. Но приговор этот вынесен умным и тактичным художником, сумевшим одновременно запечатлеть и прославить то светлое, благородное, что было в натуре Матвея и что воспринималось как своеобразное свидетельство духовных сил, скрытых в народе, как залог его грядущего духовного обновления.
Этим соединением острого социального анализа с прославлением живых и творческих сил, все более разнообразно и ярко дающих о себе знать в трудовом народе, этим историческим и философским оптимизмом замечательны и другие произведения, написанные Горьким в предоктябрьское десятилетие.
В 1912—1917 годы художник публикует цикл «По Руси» — рассказы, в которых беспощадно-трезвое изображение социальных язв и народной темноты пронизано мощным и радостным светом надежды, уверенности в историческом будущем народа. Особенно потрясает правдивостью, радостно волнует оптимистической философией рассказ «Рождение человека» — маленькая гениальная поэма в честь живой жизни, в честь женщины-матери. Напряженным драматизмом — драматизмом не только событий, но и внутренней жизни юного героя, мечтающего постигнуть тайну народной души и находящегося в потоке размышлений, сомнений, колебаний и прозрений, — замечателен рассказ «Ледоход». В этом рассказе, как при вспышке молнии, выступает из темноты повседневной, тягостной и угрюмой жизни та сила духа, твердость, решительность и находчивость, которыми в годину исторических испытаний изумлял человечество русский народ.
Источники: