Наряду с романом «Мать» историческое значение приобрела и пьеса «Враги». О ней написано немало и еще немало будет написано. Но пожалуй, самый интересный, хотя и сверхлаконичный и на первый взгляд парадоксальный отзыв о ней принадлежит автору пьесы.
«Почему бы Вам не поставить «Врагов»? Вещь веселая и простая...» — так писал Горький режиссеру «Петербургского театра» Николаю Дмитриевичу Красову в 1907 году.
Что же веселого в пьесе, основным положительным героям которой уготованы царским правительством тюрьма и ссылка?
Пьеса «Враги» проникнута такой непоколебимой верой в торжество народного дела, такой свежестью и бодростью, таким здоровым народным юмором, в ней так едко высмеиваются традиции и устои господствующих классов, что, право, можно понять, почему автор назвал эту вещь «веселой».
Но почему он назвал ее «простой»? Ведь в ней изображены сложнейшие социальные конфликты, столкновение не только классов, но и философских, политических, нравственных идей.
И все дано в движении, в борьбе; раскрываются процессы, которые под воздействием исторической обстановки совершались в сознании разнообразнейших людей. На редкость сложная пьеса! Сложная и вместе с тем необыкновенно отчетливая, прозрачная по своей идейно-художественной концепции. Впервые в мировой драматургии выступил художник, вооруженный подлинно научным пониманием исторического процесса. И была какая-то весенняя радость в самом настроении Горького, который именно в те годы навсегда соединил свою судьбу с большевистской партией, особенно остро ощутил не только литературную свою зрелость, но и политическую, ощутил свою способность проникать в глубь событий и видеть их историческую перспективу. Эта радость звучит во многих его письмах тех лет.
Величайшая заслуга Горького в том, что он показал в пьесе «Враги» пролетариат как хранителя общечеловеческих духовных ценностей, как силу, непреоборимость которой заключается не только в справедливом гневе и железном натиске, но и в новой — подлинно человеческой — морали.
Не следует, однако, думать, что сущность нового — социалистического — искусства заключалась в непосредственном изображении революционного пролетария. Вслед за созданием романа «Мать» и пьесы «Враги» Горький написал такие произведения, как «Жизнь Матвея Кожемякина», «Городок Окуров», «Жизнь ненужного человека», «Детство», «В людях» и многие другие, в которых объектом художественного исследования является непро-летарская социальная среда. Однако эти произведения относятся также к направлению социалистического реализма.
Сущность этого метода заключается прежде всего в особом подходе к действительности, в художественном осмыслении, освоении ее с позиции борющегося рабочего класса, воодушевленного идеалами марксизма-ленинизма. Искусство социалистического реализма не всегда изображает революционного борца, но оно всегда изображает мир с точки зрения этого борца. О чем бы ни писал представитель литературы социалистического реализма, он все рассматривает в свете марксистско-ленинской философии, он постигает и воссоздает жизнь в ее исторической и социальной кон-кретности, в перспективе ее развития, движения, в перспективе ее революционного, социалистического преобразования. В этом заключается самый дух социалистического реализма, этим определяется не только общая идейная направленность нового искусства, но и весь его эмоциональный строй и колорит, все бесконечное богатство его художественных стилей и характерный для него пафос — пафос исторического оптимизма.
Взглянуть с точки зрения борющегося пролетариата на недавнее прошлое и настоящее родной страны, расширить исторический диапазон ее художественного исследования, глубже постигнуть Русь и порожденные ею непростые характеры во всей их сложности, со всеми их противоречиями, всемерно способствовать художественным словом усилению революционной, творческой активности народных масс, преодолению всего косного, обломовского, что мешало движению вперед, — так можно в нескольких словах определить задачу, которая воодушевляла Горького в пред-октябрьское десятилетие.
«Очень — и все больше — люблю Русь, любуюсь талантливыми ее людьми, коих вижу немало, любуюсь ими во всех позициях, хотя частенько позиции эти талантов и недостойны».
Взволнованное признание Горького (оно содержится в одном из его писем) относится к тому времени, когда он работал над «окуровским» циклом, состоящим из произведений: «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Большая любовь», «Записки доктора Ряхина» (две последние повести остались неоконченными). Приведенный выше фрагмент горьковского письма можно было бы поставить эпиграфом к этому циклу. В нем все дышит любовью к родной земле. Но любовь эта не снисходительно-умиленная, а требовательная, даже суровая, проникнутая духом национальной самокритики и — главное! — соединенная с трезвым социальным анализом, с историческим подходом к жизни России.
Историзм романа «Мать» и пьесы «Враги» выражен ярко и отчетливо; все основные коллизии этих произведений самым непосредственным образом связаны с историческим процессом, с определенными политическими ситуациями в России. Историзм «окуровского» цикла не менее глубок и последователен, но проявляется он не в таких непосредственных формах; здесь история подобна отголоскам далекого грома, отблескам далеких молний; впрочем, отголоски порой приближаются, отблески порой усиливаются и даже слепят глаза обитателей окуровского царства. И духовный, нравственный облик персонажей в конечном счете определяется, оценивается в его соотношении с народными идеалами, с историческими задачами, стоящими перед страной.
Источники: