Демократическая педагогика направлением своих усилий сомкнулась с литературой революционного движения 60-х—70-х годов. Писатель Михаил Ларионович Михайлов был участником освободительной борьбы. Его мужеством восхищался Некрасов: царское правительство сослало Михайлова на каторгу за распространение прокламации «К молодому поколению». Писатель написал несколько сказок, в которых выражены мысли, волновавшие его как революционера. Кому не известен сюжет «Теремка», но сказка под пером Михайлова обрела новый вид: «Лесные хоромы». В кузовке, оброненном прохожим, поселились муха-громотуха, комар-пискун, оса-пеструха и слепень-жигун. И вот когда пришла к ним общая беда, случился спор. Сначала никто не хотел полететь и узнать, что за невежа стал в кузовке сверху свет заслонять, а когда догадались, что это паук свою сеть заплел, заспорили, кому первому из кузовка выбираться. Тем временем паук паутину доплел и всех изловил. Конечно, сказка «Лесные хоромы» вследствие широты заключенной в ней мысли не может быть прямо соотнесена с событиями 60-х годов, но она несла в себе актуальную идею о неразумии тех, кто пренебрегает согласными действиями.
Писатель-демократ Михайлов усвоил склад народных сказок. Великолепен его язык. Он лишен какой бы то ни было искусственности. В нем очевидно следование особенностям народного поэтического стиля: «Гуляли по чистому полю два Мороза, два родных брата, с ноги на ногу поскакивали, рукой об руку поколачивали» — так начинается сказка «Два Мороза». Характерная сказочная даггонация с обычными для фольклора поэтическими определениями: «чистое поле», «родные братья» — сочетается с живой передачей примет зимней стужи: братцы скачут, поколачивают руку об руку.
Источники: