Большая сказочная повесть о Черной курице переносит нас в старинный Петербург, в пансион, в его дортуары-спальни, к строгим учителям. Автор сказки Алексей Алексеевич Перовский, писавший под литературным именем Антония Погорельского, обнаружил много знания жизни маленьких рыцарей, церемоний их королевского двора. Подземное королевство живет по своим законам — здесь честно и верно служат истине. Волшебный мир открыл свои тайны Алеше — герою Погорельского. Чудесное семечко освободило Алешу от труда — все стало ему даваться без усилий, и мало-помалу мальчик стал заносчивым и надменным. Тем самым он причинил много бед подземному народу. Свободный вымысел писателя сопряжен с мыслью: прочно только то, что дается трудом, прилежанием, а главное — успехи не должны мешать человеку оставаться добрым и скромным.
Влечение писателей к дидактике легко объяснить: по всей России в середине и во второй половине XIX века открывались массовые школы. Сказки стали писать педагоги. Среди них был великий реформатор школы Константин Дмитриевич Ушинский. Автор двухтомного труда «Человек как предмет воспитания», учебных книг «Родное слово», «Детский мир» был недюжинным писателем-художником.
Плачет заяц под кустом: «И кто только не точит зубов на меня? Охотники, собаки, волк, лиса и хищная птица; кривоносый ястреб, пучеглазая сова; даже глупая ворона и та таскает своими кривыми лапами моих малых детушек — сереньких зайчат». Ушинский, однако, не превращал своих сказок в слезливую литературу. В мире его сказок все свершается как в жизни, в ней немало сурового. Педагог считал самым важным будить в человеке добрые чувства: благородство, справедливость, верность, сочувствие к попавшим в беду. Этим и прекрасны его сказки. Мораль Ушинского не навязчива. В этом писатель следовал «природным русским педагогам» - - бабушкам, дедам, матерям, которые, по его словам, «понимали инстинктивно и знали по опыту, что моральные сентенции приносят детям больше вреда, чем пользы, и что мораль заключается не в словах, а в самой жизни семьи, охватывающей ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникающей в его душу».
Источники: