Смерть Екатерины II (в 1796 году) не изменила реакционного курса правительства. Павел I еще более усилил политический гнет, восстановил шагистику в войсках, окружил себя прусскими выходцами и «гатчинцами» во главе с Аракчеевым. Павел не только продолжил гонения на всякое проявление свободной мысли, но издал даже указ об изгнании из русского языка таких слов, как «гражданин», «отечество» и т. п., закрыл частные типографии и усилил цензуру над печатью.
С осени 1797 года Крылов поселился в Казацком (Киевской губ.) — имении князя С. Ф. Голицына, впавшего в немилость у Павла I. Об оппозиционных настроениях Крылова лучше всего свидетельствует его «шуто-трагедия» «Подщипа» («Трумф»), написанная им в Казацком. Она там же была поставлена в феврале 1800 года в любительском спектакле, в котором сам писатель играл роль Трумфа.
В своей комедии Крылов смело и зло издевается над самодержавием, над той атмосферой фрунтомании и пруссачества, в которой задыхалась Россия в царствование Павла I. Тупой и наглый немецкий принц Трумф, который разоряет страну и собирается всех перестрелять из пушек, слабоумный царь Вакула и его двор, трусливый князь Слюняй, жених царской дочери Подщипы — все они представляют собой жгучую сатиру на самодержавный порядок и захватнические войны. Эти персонажи комедии показаны в манере народного театра, как гротескные и смешные фигуры кукольного представления.
Естественно, что столь злая пародия на самодержавие не могла быть пропущена царской цензурой, и в России «Подщипа» была опубликована впервые лишь в 1871 году. Это, однако, не могло помешать широкому распространению комедии в списках, хорошо известных в кругу декабристов. С большим сочувствием упоминает о комедии Крылова в стихотворении «Городок» молодой Пушкин.
О том, как горячо воспринята она была декабристами, рассказывает в своих записках Д. Завалишин: «...ни один революционер не придумывал никогда злее и язвительнее сатиры на правительство. Всё и все были беспощадно осмеяны, начиная с главы государства до государственных учреждений и негласных советников» 1.
Отличаясь политической остротой, «Подщипа» в то же время является литературной пародией на условные, далекие от жизни классические трагедии, с их ходульно благородными героями и неестественно-риторическим «высоким» слогом.
В Казацком Крыловым была написана и комедия «Пирог», в которой дана пародия на сентиментализм, на идиллическое приукрашивание действительности. В этой комедии Крылов высмеял помещицу Ужиму, воспитанную на сентиментальной литературе и говорящую чувствительными сентенциями. У жима не желает называться Малантьей Сысоевной. Она корчит из себя сентиментальную, восторженную героиню. Желая выдать дочь за нелюбимого человека, она в то же время рисует чувствительную картину того, как будет утешать «несчастного любовника» дочери: «Мы станем читать с ним вместе элегии, где бы была ночь, луна, звезды и блестящая слеза... Ах! я воображаю, что мы с ним зачувствуемся!» Однако Ужима весьма практична и отличается нелепым самодурством, отнюдь не вяжущимся с ее наигранной чувствительностью.
Пребывание Крылова в Казацком закончилось со смертью Павла I. Осенью 1801 года С. Ф. Голицын был назначен генерал-губернатором в Ригу. Вместе с Голицыным поехал и Крылов в качестве его секретаря. В 1802 году в Петербурге вышло второе издание «Почты духов», а также была поставлена комедия «Пирог». Вскоре Крылов вышел в отставку и уехал в Москву. В январском номере журнала «Московский зритель» за 1806 год были напечатаны первые басни Крылова, определившие его дальнейший творческий путь. В начале 1806 года Крылов вернулся в Петербург, в котором и прожил все последующие годы до самой смерти.
Источники: