Над своим последним романом Михаил Афанасьевич Булгаков работал ни много ни мало почти двенадцать лет. Примечательно, что в процессе работы он неоднократно менял название романа: например, один из законченных вариантов назывался «Великий канцлер», другой — «Князь тьмы». В этих случаях имелся в виду, конечно, дьявол, прибывший в Москву под именем Воланда. Были и другие названия. В кругу близких Булгаков всегда именовал этот свой роман не иначе как «роман о дьяволе». Даже в письме Сталину он упоминал о том, что сжег черновик романа о дьяволе.
Все-таки в окончательном варианте роман был назван «Мастер и Маргарита». По-видимому, смысловые акценты со временем сместились и в понимании самого автора. Всесилие дьявола, прибывшего в реальный мир, скорее всего, показалось Булгакову менее значительным перед лицом величия человека-творца, которого создатель романа даже не наделил ни именем, ни фамилией, а лишь титулом — Мастер; перед великой любовью Мастера и Маргариты, которая оказалась сильнее самых неблагоприятных обстоятельств действительности, сильнее безумия и самой смерти.
До сих пор литературоведы спорят о том, кто все-таки является главным героем романа: Мастер, Воланд, Иешуа Га-Ноцри или даже поэт Иван Бездомный? Из перечисленных персонажей именно Иван Бездомный появляется на первой же странице; он первым сталкивается с воздействием дьявольской силы Воланда и его свиты, а затем, по ходу действия, происходит духовное перерождение Ивана. Это довольно весомые аргументы, но, думается, молодой поэт на роль главного героя все-таки не годится. Если можно так выразиться, — не тот масштаб.
Мессир Воланд является, несомненно, наиболее могущественным действующим лицом романа. Он обладает громадной властью над обитателями реального и загробного миров, и его могущество постоянно подчеркивается членами его свиты. Практически сразу же после его появления жизнь в городе переворачивается с ног на голову, и никто не может ему противостоять, в том числе и люди из «соответствующих органов».
Воланд способен безоглядно распоряжаться людскими судьбами по своему усмотрению, сделать любого человека несчастным (как того же поэта Бездомного, председателя МАССОЛИТа Берлиоза, конферансье Бенгальского, буфетчика Сокова и многих других) или же счастливым (как Мастера и Маргариту да, пожалуй, еще домработницу Наташу). Но все-таки он — пришелец из иного мира, и его могущество так же фантастично, как и впечатляюще. Он может принять обличье человека, но по сути он — глыба мрака.
Иешуа Га-Ноцри? Именно так зовут в романе Булгакова Иисуса Христа. Казалось бы, рядом с таким действующим лицом все остальные персонажи должны поблекнуть и отойти как минимум на второй план. Но, в отличие от Воланда, Иешуа никак не вмешивается в то, что происходит на страницах романа в Москве, и принимает участие лишь в судьбе Мастера и Маргариты, да и то через своего посланника — евангелиста Левия Матвея.