Роман В лесах народный быт



Автор романа «В лесах» безукоризненно владеет различными стилевыми пластами русской речи. Насмешливая, полная издевки и юмора речь Патапа Максимыча о жизни и нравах «чернохвостых скитниц» сменяется елейно-вкрадчивой речью матери Аркадии, не без корысти уговаривающей богатого купца Смолокурова приехать на праздник Петра и Павла в Комаровский скит; стилизованная под эпический народный сказ речь повествователя уступает место по-своему красочному рассказу старца Иосифа, изобилующему церковно-книжной лексикой и цитатами из текстов «священного писания», а полная глупого чванства, претендующая на «образованность» речь купца первой гильдии Алексея Лохматого сменяется тяжелым витиеватым стилем писем купцов-благодетелей.

Носителем высоких нравственных качеств выступает в романе Мельникова народ. В нем писатель видит простоту и искренность чувств, незыблемость моральных ценностей, трудолюбие, гармоническое единение с природой. Поэтичностью и красотой исполнен образ знахарки Егорихи, собирающей целебные травы. В изображении Мельникова понимание природы доступно лишь людям, тесно связанным с народом, Для них она является источником поэзии, творческой силы и счастья. Эта глубокая связь с природой и позволяет им достигнуть внутренней гармонии, открывает нравственный смысл жизни, порождает искреннее, любовное отношение к людям. Просто и задушевно беседует Егориха с Марьей Гавриловной. И не может надивиться молодая вдова, «отчего это с первого взгляда почувствовала К ней такое доверие, какого ни к кому до того не имела, такую любовь задушевную, такую близость, какой ни к кому... никогда не чувствовала... Всей душой, всем сердцем открылась знахарке Марья Гавриловна и услыхала не сухие поученья, как от матери Манефы, а слова живого участия, освежившие взволнованную душу молодой вдовы».

Для хозяина артели лесников дяди Онуфрия природа не бессознательная, не бездушная сила. Она порождает в нем чувство слияния с миром. Когда раздосадованный Патап Максимыч начал бранить леса, в которых заблудился, Онуфрий с обидой возражает: «Леса наши хорошие. Наши поильцы кормильцы... Сам господь вырастил леса на пользу человеку, сам владыко свой сад рассадил. Здесь каждое дерево божье, зачем же лесам проваливаться?..» И о волках, которые так напугали Патапа Максимыча и его спутников, дядя Онуфрий спокойно говорит; «Да, волки теперь гуляют — ихняя пора, господь им эту пору указал, , . Не одним людям, а всякой твари сказал он: «Раститеся и множитесь». Да... ихняя пора...»

Изображая быт и нравы артели лесников, Мельников обращает внимание на исконный демократизм, которым определялась жизнь и порядки артели. «Тем артель и крепка, что у всех работа вровень держится, один перед другим ни на макову росинку не должон переделать аль недоделать...»

Приверженность своих односельчан официальной церкви, а не старообрядчеству Онуфрий объясняет ее какими-то догматическими соображениями, а суровой жизненной необходимостью. «У нас по всей Лыковщине староверов спокон веку не наживалось. И деды, и прадеды, все при церкви были. Потому люди мы бедные, работные, достатков у нас нет таких, чтобы староверничать. Вон но раменям, и в Черной рамени, и в Красной, и по Волге, там, почитай, все старой веры держатся... Потому — богачество... А мы что?.. Люди маленькие, худые, бедные... Мы по церкви!»

Да и отношение к религии у лесников совершенно иное, нежели у старообрядцев. «Без церкви прожить нельзя, — говорит дядя Онуфрий Патану Макеимычу.— Да ведь и то надо сказать, часто в церковь-то ходить нашему брату накладно. Это вон келейницам хорошо на всем на готовом богу молиться, а по нашим достаткам того не приходится. Ведь повадишься к вечерне, все едино что в харчевню: ноне свеча, завтра свеча — глядишь, ан шуба с плеча».

Дядя Онуфрий выступает у Мельникова носителем народной психологии, народного взгляда на жизнь, на религию. Во всем усматривая проявление божьей воли, он видит нравственный смысл жизни в труде, в любовном отношении к людям, к той земле, на которой живет.

О далеком прошлом народа Заволжья, о его старинном быте, верованиях, правах Мельников поведал читателю языком самого народа, языком сказов, песен, легенд. Писатель разделяет взгляды популярной в его время мифологической школы изучения фольклора и видит в произведениях устного народного творчества отражение исторической жизни народа, отзвук далекого прошлого. Мировоззрение народа, его надежды и устремления в поэтической форме отобразились в легендах о невидимом граде Китеже, о сказочной стране Беловодии, о кладах.

Роман «В лесах» поражает обилием фактического и бытового материала, многоплановостью повествования, обширным числом действующих лиц. Читатель узнает об истории раскола, обрядах, обычаях и поверьях старообрядцев, о жизни скитов, о монастырских нравах, кустарных промыслах Заволжья, рыбной торговле, артельных заготовках леса, народных праздниках и т. д. Такое обилие жизненного материала, включенного в повествование, определило децентрализованный принцип развития сюжета, который реализуется по трем основным линиям: авантюра с «ветлужским золотом», взаимоотношения Алексея и Насте, жизнь Манефы и метания Фленушки. Мельников так организует повествование, что, когда развязка одной сюжетной линии становится очевидной, развитие действия во втором сюжете достигает кульминации.

Кроме того, каждой сюжетной линии сопутствует целый ряд вводных глав. Таковы главы, повествующие о паломничестве Якима Стуколова, о прошлом Груни и Дарьи Никитичны, о Никифоре Волке, о писаре Карпе Морковкине, о промыслах. Весь этот обширный материал, хотя прямо и не связан с основным сюжетом романа, объединен единством авторской мысли, единым авторским отношением к изображаемому. Это и придает роману композиционную цельность и эпический характер.

Роман «В лесах» был положительно встречен русской литературной общественностью. Как поэму народной жизни единодушно восприняли новый роман Мельникова-Печерского современный читатель и критика. «Настоящий герой поэмы Андрея Печерского, — писала критика, — не Патап Максимыч, не Алексей, даже не раскол, а великорусское племя вообще, на его современной ступени бытового, культурного развития».

В юбилейной речи Д. Иловайского, произнесенной на заседании Общества любителей российской словесности по случаю тридцатипятилетия литературной деятельности Мельникова-Печерского, отмечалось высокое мастерство и литературный талант автора романа «В лесах». «Мы видим счастливое соединение многих обстоятельств, обусловивших огромный успех этого произведения, успех вполне заслуженный. Автор рисует перед нами край, который он знает с самого детства и который наблюдал всю свою жизнь... Он основательно изучил богатую русскую речь и мастерски ею пользуется. Он принадлежит и к первым знатокам русского народного быта вообще. Владея сильным литературным талантом, он изощрил этот талант долговременным упражнением и усвоил себе привычку подвергать свои произведения вполне добросовестной и тщательной обработке».

На эти же особенности таланта Мельникова-Печерского указывал и рецензент журнала «Нива», назвавший писателя «великим знатоком русской жизни и русского народного духа».

Источники:

  • Мельников П. И. (Андрей Печерский) В лесах. В 2-х кн. Кн. 1/Вступ. ст. и примеч. В. А. Грихина.—Мл Сов. Россия, 1984.—496 с.

  • Аннотация:Эпопея «В лесах» (И продолжение ее «На горах») - главный труд русского писателя Павла Ивановича Мелышкопа-Печерского (18 I 8 -1883) В романе описана жизнь старообрядческого купечества Заволжья середины XIX века, промыслы, обычаи местного населения, быт роскольничьих скитов. В этом произведении наиболее полно проявился реалистический талант писателя, прекрасного рассказчика, знатока народной речи.

    Эпопея «В лесах» имела большой успех у читателя, современники назвали роман «поэмой народной жизни».

Назад
К спискуК категорииВ меню