Среди этих «бывших» и рассказчик, глазами которого мы видим все изложенное в романе, Сергей Русанин, – своего рода злая тень Бейдемана. Его роль в романе совсем особая.
Ольга Форш изображает человека, остановившегося в своей развитии где-то на полпути, неспособного к постижению революционных идей. Может быть, неплохой от рождения, с: задатками добрыми, не чуждый даже таланта, которого он не умоет в себе развить – в силу все той же душевной незавершенности, – Русанин на протяжении всей своей жизни как бы видит себя в зеркале чистой души Бейдемана. И беспощадно судит свое отражение. Судит за то, что на всяком крутом повороте выказывал мелкость душевную – предавал человека, которого искренне считал своим другом. Ольгу Форш занимает не «анатомия предательства», она исследует логический путь: падение незрелой души – так сказать, уро-вень несовершенных нравственных побуждений, ограниченных кругом эгоистических представлений.
Сергей Русанин предает не в силу какого-то особенного злодейства, а потому, что не созрел душою для мужественных поступков, для социальной борьбы. Низменность своего пове-дения он все более сознает и с нарастающей силой испытывает угрызения совести.
Мужество Бейдемана и Каракозова высится перед ним кок мучительный, поумолимый укор...
Показательно, что Русанин – несостоявшийся художник. Ольга Форш и в этом романе смотрит на мир глазами художественно одаренного человека. Для нее такой взгляд привычен. Он по-своему выразителен, ибо включает естественное умение видеть не просто детали, за внешним проявлением ощущать глубину натуры.
Источники:
В книгу включены исторические романы известной советской писательницы Ольги Дмитриевны Форш (1873 – 1961) «Одеты камнем» и «Михайловский замок». В центре романа «Одеты камнем» (1924–1925) – судьба «таинственного узника» Алексеевского равелина Петропавловской крепости русского революционера М. С. Бейдемана. «Михайловский замок» (1946) – о трех поколениях русских зодчих: В. И. Баженове, А, Н. Воронихине и К. И. России.