Капитан Кук Карета анализ



Еще до «Повести о бедном Климе» Некрасов написал короткий и злой рассказ о другом безумце. Герой «Кареты» потратил все свое состояние на то, чтобы завести себе экипаж й тем самым возвыситься над пешеходами. Мания «дурака», как называет себя герой, не похожа на безумие Клима, в ней нет ничего благородного, она откровенно смешна. Но мания эта могла родиться только в том же мире, где мучается Клим. Герой «Кареты» не противостоит обществу, а, напротив, принимает его законы. Результат плачевен, даже мыслью о том, «что в отмщенье за обиды, нанесенные мне, пятнаю теперь сам грязью человечество», довелось тешиться герою недолго. Неудачи как преследовали, так и преследуют его, и мелкая дурацкая месть (забрызгать грязью пешеходов – вот наслаждение для героя) становится лишь свидетельством страшной низости, до которой доведен человек.

Рассказ «Карета» можно назвать развернутым анекдотом, то же определение применимо и к таким произведениям, как «Капитан Кук» и «Двадцать пять рублей». Герои их подчеркнуто одномерны, лишены подлинных характеров, да и события, свершающиеся с ними, плохо вписываются в каждодневную обыденность. Сюжет должен показывать ненормальность жизненного уклада, его странность – свидетельствовать о неестественности самого окружающего мира. В рассказах «Карета» и «Двадцать пять рублей» (герой последнего умирает, узнав о крупном карточном выигрыше) ощутимо влияние Гоголя. В «Записках сумасшедшего» Гоголь не только выявил чиновничью суть попришинского безумия, но и показал живую душу титулярного советника. Герои «Кареты» и «Двадцати пяти рублей», по сути, души не имеют. Это люди, вписанные в жесткую систему социальных отношений, из которой можно сорваться в дурацкую «каретоманию», из которой может вырвать смерть, наступившая в результате «несчастливого случая». Случай как хочет шутит с этими людьми, переставшими воспринимать себя личностями, случай может менять их местами, как это произошло с героями первой некрасовской повести «Макар Осипович Случайный», случай может дарить им удачи, как он дарит ее капитану Куку.

В этих произведениях Некрасов не сострадает и не иронизирует. Он смеется откровенно и жестко над людской пошлостью, глупостью, мелочностью. Написано это легко и, за исключением «Макара Осиповича Случайного», мастерски. Рядом с остроумно- отточенным «Капитаном Куком» «Повесть о бедном Климе» может показаться и затянутой и переполненной ложными эффектами. И все же, сколько ни поминай жанровую специфику и как ни радуйся отдельным удачам, остротам, репликам, в юмористических рассказах чувствуется холод, «сделанность». Человек сложнее жесткой схемы, Некрасов знал это и пытался найти дорогу к человеческой сложности.

Источники:

  • Некрасов Н. А. Избранная проза/ Сост., послесл. и комм. А. С. Немзера; Ил. М. Ф. Петрова.— М.: Правда, 1985.—480 с., ил.

  • Аннотация: Проза Н. А. Некрасова (1821—-1877/1878) — яркое и характерное явление русской литературы XIX века. В повестях и рассказах, включенных в настоящий сборник, автор с присущим ему своеобразным юмором, занимательностью рисует широкую панораму российской действительности прошлого столетия. В предлагаемое издание включены такие произведения, как «Макар Осипович Случайный», «Капитан Кук», «Петербургские углы» и т. д.
НазадДалее
К спискуК категорииВ меню