В «Деле Артамоновых» история и повседневная, бытовая жизнь неотделимы друг от друга. С первых же строчек мы заворожены узорной русской речью великого художника, знакомящего нас с городом Дремовым и его обитателями. В этой галерее едва ли не каждый тип житейски, психологически колоритен и социально многозначителен. Сами прозвища этих людей красноречивы: «суконщик Помялов, по прозвищу Вдовый Таракан...» И мы уже чувствуем захолустную дикость, отдаем должное мет-кости простонародных прозвищ, которая так восхищала Гоголя (в «Мертвых душах»). Многозначительно и название городка — Дремов...
Один из самых красочных образов, созданных Горьким, — Илья Артамонов, основатель «дела». И каким большим содержанием исполнен этот образ! Тут и стихийная одаренность русского мужика, несомненные организаторские способности, и энергия неисчерпаемая, и стремительность, торопливость, уже предвещающая XX век (Артамонов и его дети даже на церкви крестятся торопливо). Тут и грубость, дикость «чумазого», сумевшего сколотить капиталец, но не успевшего приобщиться к цивилизации. И главное: неизбежный, диктуемый логикой социальных отношений отход, отрыв этого недавнего крепостного от народной почвы, стихийное движение его мысли в сторону философии господствующих классов с ее презрительным и бездушно-практическим, волюнтаристским отношением к народу (когда городской староста Евсей Баймаков говорит Артамонову: «Лен мужики наши мало сеют», тот отвечает: «Заставим сеять больше»).
А затем перед нами развертывается жизнь наследника этого энергичного выходца из крестьянской массы — жизнь Петра Артамонова. Психология его исследована художником более скрупулезно, нежели психология Ильи Артамонова. Объясняется это, видимо, двумя обстоятельствами. Во-первых, Горького больше интересовал период, непосредственно предшествующий Октябрю. Во-вторых, как мы уже знаем, его всегда особенно привлекало исследование духовного мира людей, находящихся в процессе размышлений, исканий, блужданий и еще как бы обретающих свое «я», а порой и не способных его обрести. Петр Артамонов — воплощение упадка и неуверенности, даже растерянности хозяев. Его история — это история снижения энергии господствующего класса, история его одичания.
Огромный исторический смысл заключается и в том факте, что артамоновский мир уже не является единым, монолитным; от него откалываются, с ним порывают наиболее честные и благородные его элементы. Таким, как сказал бы Горький, «блудным сыном» своего класса оказался представитель третьего поколения Артамоновых — сын Петра Илья. Он унаследовал твердость й решительность своего деда, но эти свойства подчинены у внука совсем иным идеалам — идеалам народным.
«Дело Артамоновых», если определить его социологически и философски, — это роман о становлении и развитии русского капитализма, о враждебности капитализма духовной культуре народа, об исторической неизбежности упадка, одичания, крушения мира лавочников.
Источники: