Образ и характер Павла Грачевева и Нила



Если в пьесе «На дне» отсутствуют персонажи, связанные с передовыми, прогрессивными силами общества, то в «Мещанах» и «Дачниках», хотя эти пьесы и не обладают такой яркостью, как «На дне», мы находим типы людей начала XX века, не удовлетворенных старым порядком жизни, протестующих против него. Таковы представители демократической интеллигенции: Шишкин, Цветаева (в «Мещанах»), Влас, Варвара Михайловна, Мария Львовна (в «Дачниках»). Но самым интересным, исторически значительным образом социального протестанта, бросающего вызов старому обществу, является в ранних пьесах Горького образ паровозного машиниста Нила.

Отнюдь не претендуя на то, чтобы создать законченный образ героя нового времени, революционного пролетария (для этого Горький тогда еще и не был вполне готов духовно, идейно), писатель, как бы в дополнение к лирико-трагическому образу Павла Грачева, проходящего через страшные социальные «университеты» и в мучительных поисках подошедшего к новому мировоззрению, открывает в русской действительности и иной тип передового рабочего.

С Павлом Грачевым Нила роднят страстное отрицание социальной несправедливости и жажд борьбы, еще не подкрепленная, впрочем, конкретной политической программой. При сходстве или единстве мировоззрений эти люди очень не похожи друг на друга. Перед нами два разных характера. Если у Грачева — художественная натура, которой знакомо и чувство грусти, и то, что Анатоль Франс называл «молчаливыми оргиями раздумья», то Нил — натура более мажорная и несколько прямолинейная. Он весь сосредоточен на охватившем его с некоторых пор воинственно-оптимистическом настроении и еще как бы не видит всей сложности исторической и социально-житейской обстановки, не догадывается о том, что пролетарскому революционеру надо уметь изучать действительность в разных ее проявлениях, не только постигать общие идеи, но быть в какой-то мере психологом. Конечно, энергия и бодрость Нила — качества социально ценные. Художественная логика пьесы рождает у читателя ощущение того, что в дальнейшем пока еще несколько неопределенная революционность Нила найдет опору в отчетливой программе, включающей в себя и высокие гуманистические идеалы, характерные для пролетарской революции.

Воспринявший, унаследовавший от позднего Толстого и от Чехова идейно-психологический мотив — «так больше жить нельзя», Горький сумел придать этому мотиву историческую и социальную конкретность, разглядеть живые силы, призванные изменить действительность. Но Горький этим не ограничился. То общественное настроение, которое он выразил в многообразных, реалистически конкретный формах, писатель воплотил и в синтезирующих, предельно обобщенных, символических формах. Он сумел в рамках совсем небольшого, крошечного произведения дать как бы квинтэссенцию ожиданий, чаяний и устремлений, волновавших в первые годы XX века передовую Россию.

Мы имеем в виду, конечно, «Песню о Буревестнике». ослепительно яркие краски («черная молния», «синее пламя» и т. п.), смелая и полная исторического смысла романтическая символика (Буревестник как символ неизбежной революции, пингвины как воплощение обывательской робости и т. д.), страстное пророчество о неизбежности бури и не менее страстный призыв «Пусть сильнее грянет буря!» — предельная лаконичность, соединенная с предельной экспрессией, — все это делает «Песню» замечательным памятником мировой революционной поэзии. «Песня о Буревестнике» наряду с «Песней о Соколе» стала классическим выражением того мощного романтического начала, которое естественно и органически вошло в становящееся, формирующееся направление социалистического реализма.

Первую русскую революцию Горький встретил уже будучи «европейски знаменитым писателем», и притом писателем новой, невиданной формации, в творчестве которого все отчетливей проявлялись элементы нового художественного метода, впоследствии получившего название метода социалистического реализма. Революция дала мощные идейные импульсы Горькому, как бы форсировала его и без того стремительное творческое восхождение. И вот что интересно: она не только заострила способность Горького к социально-политическому анализу, то есть к постижению отношений между классами и всего, что характеризует положение, интересы и позицию каждого из них, но и придала новую глубину горьковскому психологизму.

Источники:

  • Горький М. Избранное/ Предисл. Н. Н. Жегалова; Ил. Б. А. Дехтерева.— М.: Дет. лит., 1985.— 686 с., ил., 9 л. ил.
  • Аннотация: В том вошли избранные произведения М. Горького: повести «Детство» И «В людях», рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Однажды осенью», «Коновалов», «Бывшие люди» и др.
НазадДалее
К спискуК категорииВ меню