Идея Дно анализ



Годы общественного подъема, которые предшествовали первой русской революции, были годами и дальнейшего стремительного творческого роста Горького, его духовного, идейного созревания. В эти годы он обогатил русскую литературу такими произведениями, как реалистические пьесы «Мещане», «На дне», «Дачники», как романтическая философская поэма «Человек».

Только художник, усвоивший новый, революционный взгляд на мир, мог так остро выявить непримиримые социальные противоречия России, создать такие социально-психологические типы, как старшина малярного цеха Бессеменов, хозяин ночлежки Костылев, паровозный машинист Нил, представитель бродячей Руси Лука. В обрисовке этих типов проявился огромный талант Горького-психолога, необычайная зоркость художника-революционера.

Присмотритесь, прислушайтесь к Костылеву. В каждом его слове — говорит ли он о лампадном маслице или философствует о недопустимости существования людей, не имеющих строго определенного места в обществе, — отражается точка зрения хозяина, самодовольного, упрямого, лицемерного, страшного и опасного в своей непоколебимой ненависти ко всему живому, новому, свободному, ко всему нарушающему домостроевские каноны.

Еще интересней, сложней, затейливей, многогранней образ Бессеменова, образ, в котором наряду с костылевским началом есть и элементы трагизма. Бессеменов предстает перед нами не только как консерватор и собственник, но и как отец, страдающий из-за никчемности своих детей, как человек, веривший в незыблемость старого мира и смутно ощутивший его зыбкость, непрочность и бессильный противопоставить надвигающимся переменам какие-нибудь свои духовные ценности. В конце концов, то общечеловеческое, что есть в Бессеменове, не может скрыть, затушевать костылевской сущности его жизненной позиции, его философии.

И мы опять убеждаемся в том, как искусно умел Горький уже тогда соединить анализ сугубо индивидуальных особенностей личности с анализом ее классовой природы, показать обреченность мира лавочников. Да, это было совсем новое искусство.

Глубокий психологизм Горького, его социальная зоркость, его философичность еще выразительней, интенсивней проявились в создании образа Луки. Тут перед нами один из ярчайших социальных портретов горьковской галереи, фигура в высшей степени многозначительная, интересная не только в социально-бытовом и психологическом, но и в историческом плане. Разумеется, Луку можно понять лишь в связи с общим идейным замыслом пьесы.

Идейно-художественная сила пьесы «На дне» заключалась не только в революционной критике господствующего строя, но и в революционной народной самокритике. Горький обнажил противоестественность и бесчеловечность социальных отношений, делающих неизбежным возникновение «дна». В то же время художник выявил в концентрированной, заостренной почти до гротеска форме и те слабости и иллюзии, обломовскую пассивность и безволие, а также равнодушие, холодный скептицизм невежества, которые еще были свойственны какой-то части народа и мешали ему выйти на дорогу самостоятельного исторического творчества. Своей пьесой художник как бы призывал демократию очиститься от всего темного и вредного, что прилипло к ней в ходе истории. А прозвучавшая в пьесе знаменитая формула о человеке призвана была напомнить о необходимости борьбы за человеческое достоинство.

Источники:

  • Горький М. Избранное/ Предисл. Н. Н. Жегалова; Ил. Б. А. Дехтерева.— М.: Дет. лит., 1985.— 686 с., ил., 9 л. ил.
  • Аннотация: В том вошли избранные произведения М. Горького: повести «Детство» И «В людях», рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Однажды осенью», «Коновалов», «Бывшие люди» и др.
НазадДалее
К спискуК категорииВ меню