Подъем революционного движения в начале 900-х годов, героические события 1905 года дали Горькому чрезвычайно богатый материал для создания революционного романа.
Революционное движение среди сормовских рабочих, организация и проведение первомайской демонстрации в 1902 году, столкновение с полицией, аресты, суд над рабочими — все эти события послужили сюжетной основой романа «Мать».
Сормовские события почти непосредственно наблюдал М. Горький, живший в те годы в Нижнем Новгороде. Вскоре после сормовской демонстрации Горький решил приступить к созданию романа о рабочих-революционерах, положив в его основу документальный ма-териал рабочего революционного движения в Сормове и Нижнем Новгороде конца 90-х и начала 900-х годов.
«Мысль написать книгу о рабочих явилась у меня еще в Нижнем, после сормовской демонстрации, — сообщал много позднее Горький. — В то же время начал собирать материал и делать разные заметки».
Таким образом, замысел романа «Мать», по воспоминаниям самого Горького, относится к 1902 году.
Горький был тесно связан с Нижегородским комитетом РСДРП. По воспоминаниям современников, он принимал живое участие в жизни и работе организации: устраивал нужных партии людей (квартиры, явки, адреса), налаживал материальную помощь.
В Сормове развернулась массовая агитация среди рабочих, успешно распространялись прокламации. В конце лета 1901 года был избран Нижегородский комитет РСДРП; в него вошел и Петр Заломов, один из талантливых рабочих-организаторов и пропагандистов в Сормове, которого хорошо знал Горький.
Заломов и его мать явились прототипами главных действующих лиц романа — Павла и Ниловны.
Интересные воспоминания Петра Андреевича Заломова содержат ряд фактов из жизни сормовских рабочих, которые имеют непосредственную связь с событиями, изображенными в романе Горького.
В связи с этим необходимо определить принципы типизации Горького в романе «Мать». В статье «О том, как я учился писать» Горький писал, что «искусство создания характеров и «типов» требует воображения, догадки, «выдумки». Писатель создает типические образы «по законам абстракции и конкретизации», выделяя и обобщая в лице одного купца, дворянина, мужика, по словам Горького, наиболее характерные, естественные черты каждого купца, дворянина, мужика. Художник создает «литературные типы». Так возникают нарицательные типы. «Всякого лгуна мы уже называем Хлестаков, подхалима —- Молчалин, лицемера — Тартюф, ревнивца — Отелло и т. д.», — писал Горький.
В романе «Мать» Горький изображает быт рабочих, фабрику, отношения между рабочими и хозяевами, беспросветную жизнь отца Павла Власова, тяжелый труд, нужду, побои, пьянство как типичные явления старого мира. Но всякий большой художник видит в жизни не только то, что часто встречается, стало типичным, распространенным явлением, но и то, что зарождается, что возникает как новое, необычное, но яркое характерное выражение прогрессивного и общественного развития. На основе новых явлений действительности художник создает образы, обобщающие новые черты эпохи, отражающие борьбу нового со старым. Образы рабочих-революционеров в романе «Мать» — Павла Власова, Андрея Находки, Весовщикова, Рыбина и др. — и образ матери Павла, Пелагеи Ниловны, являются типическими образами, как отражение нового этапа освободительного движения в России — пролетарского. Образ Ниловны является типическим не потому только, что в жизни было уже много матерей, подобно Ниловне идущих в революцию за своими сыновьями, но прежде всего потому, что в нем отражена характерная черта эпохи — рост революционного сознания среди рабочих.
Заломов в сормовской демонстрации встал во главе рабочих со знаменем, на котором было написано: «Долой самодержавие!»
Героическое поведение инициаторов политической демонстрации Первого мая в Сормове нашло свое отображение в романе «Мать».
Вскоре после ареста Заломова мать его, Анна Кирилловна, познакомилась с Горьким, который принял непосредственное участие в судьбе ее сына: оказывал ему помощь в тюрьме, выслал деньги для организации побега из Сибири.
Первая встреча Горького и Заломова произошла в Финляндии, на даче Горького в Куоккала, в 1905 году; свидеться раньше не позволяли условия конспирации.
Горький, вспоминает Заломов, «при первой встрече обнял меня и крепко поцеловал. Потом немного отошел, посмотрел и сказал: «Так вот вы какой...» Я сказал ему, что ничего лучшего, чем «Песня о Соколе», он никогда не напишет и что в бою я загорожу его своей грудью. На это он ответил: «Я тоже загорожу вас своей грудью в бою».
Во время этой встречи Горький, рассказывает Заломов, много расспрашивал «о моей жизни, об отце и матери, о революционной работе, о сормовской демонстрации. Я сообщал больше сухие факты, мало говорил о своих настроениях, ничего — о своих мечтах. Из ложного стыда я совершенно умолчал о побоях в участке и в башне нижегородской тюрьмы, о своих переживаниях. Мне и в голову не могла прийти мысль о том, что мои рассказы, моя жизнь послужат канвой для замечательного произведения, которое сыграло большую роль в революционизировании рабочих масс».
Создавая образ Павла Власова, Горький отнюдь не стремился списать его целиком с живого лица, изобразить все детали его жизни с непременной точностью. «Когда писатель работает книгу, — писал Горький в одном из писем, — он изображает в пей не портрет того или другого знакомого ему человека, а старается изобразить в одном человеке многих, похожих на этого одного человека». И Павел Власов отнюдь не был просто портретом П. А. Заломова, который, кстати, и сам писал, что «произведение Горького не является простым пересказом» его жизни и жизни его матери. «Горький взял две эти жизни лишь как канву для своего художественного произведения». Так, например, Горький изменил и речь, произнесенную Заломовым на суде, и в речи Павла Власова подчеркнул, что основой рабочего революционного движения является борьба за социализм. Краткое изложение своей речи П. А. Заломов передал из тюрьмы на волю, и она, наверно, была известна Горькому, но к 1906 году, когда был написан роман, прошло еще несколько политических процессов — в Ростове, в Баку, в Саратове, — развернулись исторические события первой русской революции 1905 года, свидетельствовавшие об огромной революционной энергии и возросшей политической сознательности рабочего класса. Естественно, что в речи Павла Власова Горький обобщил весь опыт революционной борьбы того времени, чтобы передать в своем романе правду истории, рассказать о воле рабочего класса идти до конца в своей политической борьбе — свергнуть самодержавие и буржуазию, бороться за победу социализма.
«Мы — социалисты», — гордо заявляет на суде Павел Власов.
Черты характера Анны Кирилловны, матери П. А. Заломова, и факты ее биографии были использованы Горьким при создании образа Ниловны; однако в этом образе Горький отразил не только черты Заломовой.
На вопрос, существовали ли люди, показанные в романе, сам Горький отвечал:
«Была ли Ниловна? В подготовке революции, в «подпольной работе» принимали участие и матери. Я знал одну старуху, мать рабочего-революционера, которая под видом странницы развозила революционную литературу по заводам и фабрикам.
Нередко матери во время тюремных свиданий с сыновьями передавали им записки «с воли» от товарищей. Мать одного из членов ЦК партии большевиков хранила печать комитета на голове у себя, в прическе.
Жандармы дважды делали обыск в квартире, а печать не нашли.
Такие матери были не так уж редки...»
Литературной предшественницей Ниловны является образ рабочей женщины в рассказе Серафимовича «Бомбы». Забитая, несчастная женщина, которая всю жизнь мучилась из-за куска хлеба, стирала чужое белье, под влиянием передовых рабочих начинает понимать, что значит «эксплуатация, прибавочная стоимость», и сама втягивается в революционную работу.
В особом конверте с надписью «Мать» Горький собирал сведения о женщинах — участницах революционной борьбы: письмо матери рабочего-эмигранта А. Бурова, письмо о старушке Кадомцевой, арестованной в Уфе в 1907 году вместе с сыном. На нее ссылался Горький в 1910 году, отвечая на несправедливый упрек в «исключительности» Ниловны: «Она [то-есть Ниловна] — не исключение. Вспомните мать Кадомцевых, судившуюся в Уфе за то, что она пронесла в тюрьму сыну бомбы, коими была взорвана стена во время побега».
Сама А. К. Заломова подтвердила слова Горького: «Повесть его «Мать»... читала не раз. Спрашивают меня: похоже ли написал писатель? Не знаю, таких матерей, как я, тогда было много... Повесть Горького—правильная повесть. Она рассказывает, как должны поступать матери, которые за дело своих детей стоят, за правду, за трудящийся народ».
0 дальнейшей судьбе матери и сына Заломовых рассказывает уже указанная нами книга «Семья Заломовых». П. А. Заломов был сослан на поселение в Сибирь, откуда бежал в 1905 году. Он был организатором боевых дружин во время декабрьского вооруженного восстания в Москве, а затем жил под надзором полиции в городе Судже Курской губернии до 1917 года. Во время Великой Октябрьской социалистической революции был членом Суджинского революционного совета рабочих и крестьянских депутатов, а затем принимал активное участие в партийной и советской работе в городе Судже. В 1949 году Указом Президиума Верховного Совета СССР П. А. Заломов, как «один из активнейших участников революционного движения в Сормове, герой романа М. Горького «Мать», был награжден орденом Ленина (вторично).
В 1938 году умерла в 89-летнем возрасте его мать, Анна Кирилловна. Выступая по радио перед ленинградскими рабочими в 1935 году, она рассказала о своей жизни и так закончила свою речь:
«Дорогие товарищи, вам, молодым и сильным, достанется и досталось уже то счастье, за которое боролись тысячи революционеров, гибли, в ссылках, мёрли в острогах, падали под пулями жандармов!
Берегите советскую власть и ее вождя, товарища Сталина! Крепко стойте за рабочее дело! И сегодня я с гордостью матери рабочего скажу: то красное знамя, которое пес мой сын Петр Заломов, с древка не сорвано — под знаменем этим мы шли от победы к победе и, я верю твердо, придем к полному торжеству коммунизма!»