Русские летописи о Игоре Ольге Руси



Славяне пришли и сели по днепру

ревнерусский летописец понимал единство славянских народов и отразил это в рассказе о расселении славян.

Был тут путь из варяг в греки

Стр. 6

Летописец дает первое географическое описание Руси и определяет место Руси среди других стран Востока и Запада.

Реки — главные дороги древности; в местах, где русла рек сближаются, устраивались «волоки». Было два главных водных пути. Один назывался «из Варяг в Греки». Он вел из Скандинавии, страны варягов, в Византию, страну греков. Плыли через Балтийское море и по Неве входили в Ладожское озеро. Из него поднимались по Волхову в Ильмень-озеро и плыли вверх по реке Ловати. Далее волоком переводили ладьи в Днепр и спускались вниз до Черного моря. По Черному морю шли через Босфорский пролив в Константинополь, в столицу Византии. Вторым великим водным путем был Волжский путь. Он вел на восток в страну волжских или камских болгар и далее через Каспийское (Хвалисское) море в Хорезм. В летописи много говорится о соседях Руси.

Озеро великое Нево — Ладожское озеро.

Устье того озера — река Нева.

Море Варяжское — Балтийское море.

Болгары — страна волжских и камских болгар, тюркского народа.

Хвалисы — Хорезм.

Понтийское море — Черное море.

На сих горах будет город великий

Исследователи считают, что предание о посещении апостолом Андреем Русской земли включено в летопись только в начале XII века, когда на Руси уже давно было принято христианство. Предание основано на древних греческих легендах о путешествии Андрея в Синоп и в Корсунь.

В рассказе две части. В первой возвеличивается Русская земля: летописец гордится тем, что его родина, хотя в ней новая религия восторжествовала позже, чем в других странах, все же не была обойдена апостолами. Особенно возвышало Русскую землю в его глазах то, что по ней ходил первозванный апостол, казалось, сбывается речение: «Последние будут первыми». Вторая часть рассказа — бытовая картинка, шутка киевлян над незнакомым на юге Руси обычаем новгородцев париться в банях.

Синоп — греческая колония на южном берегу Черного моря, впоследствии крупный политический центр Византийской империи.

Корсунъ — древнерусское название Херсонеса, византийской колонии в Крыму.

И были три брата — кий, щек и хорив

Легенда о трех братьях — распространенный вид преданий о начале города, селения или о происхождении названия местности. Само число три — эпическое число. Долгое время рассказ об основателях Киева считали выдумкой летописца. Но у предания есть исторические основания: когда археологи стали проводить раскопки в Киеве, они обнаружили, что в глубокой древности на трех соседних холмах действительно было три самостоятельных славянских поселения, которые впоследствии слились. В предании о Кии, Щеке и Хориве отражены древние связи славян с Византией, что подтверждается греческими и арабскими источниками.

Спуск Боричев — соединял главную часть Киева на горе с Подолом у реки.

И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты

Данные археологии все больше и больше подтверждают достоверность сообщений «Повести временных лет». Подтвердился и рассказ о расселении славянских и неславянских племен. Этому помогли находки женских украшений, так называемые височные кольца, которые вплетались в волосы и висели на висках. Оказывается, все славянские женщины носили височные кольца. Но у женщин разных племен кольца имели различную форму. Древлянки вплетали сразу много мелких колец, которые звенели при каждом движении. А северянки носили на висках кольца, красиво загнутые в плоскую спираль. Кольца женщин из племени кривичей напоминали тонкие браслеты. Места находок всех этих колец разной формы точно совпадают с местами расселения славянских племен, указанными летописцем.

По соседству со славянами жили финно-угорские, эстонские и литовские племена — чудь, весь, ямь, меря, мурома, черемисы (мари) и другие.

«Великая Скифь» — византийцы называли скифами славян, перенеся на них наименование народа, жившего в тех же местах в античную эпоху и известного им по трудам древнегреческих историков.

Погибли как обры

В V—VII веках н. э. происходило так называемое «великое переселение народов»..Различные племена под воздействием до сих пор не совсем ясных причин непрерывно двигались. Среди этих народов были и авары — обры нашей летописи. Они кочевали на просторах Центральной и Средней Азии, потом вторглись в степи Западного Прикаспия, двинулись на Балканы, угрожали Константинополю. Они покорили некоторые славянские племена, и об их тяжелом иге рассказывается в летописном предании. В X веке авары были разбиты венграми, и после этого они уже не упоминаются в исторических источниках.

Не добрая это дань, княже

Хазары занимали степи между Волгой и Доном, между Азовским и Каспийским морями. В VII—IX веках они представляли большую силу. Их главным городом был Саркел. Русские называли его Белая Вежа, то есть Белая Башня. Это была мощная крепость с каменными стенами и башнями, но впоследствии она была настолько разрушена, что о ее точном местоположении исследователи спорят и сейчас. Вторым крупным городом хазар был Итиль, стоявший в устье Волги. Хазарское царство находилось на перекрестке важных торговых путей и играло видную роль в международной торговле. Хазары совершали набеги на славянские племена и заставляли их платить дань.

С этой поры начнем и числа положим

Летосчисление в Древней Руси, как и в Византии, велось иначе, чем у нас теперь. Тогда года считали «от сотворения мира» и начинали год 1 марта или 1 сентября. Наша же «новая эра » считает года «от рождества Христова». Чтобы получить дату по современному календарю, надо от древнерусского года отнять 5507 или 5508 в зависимости от того, приходится ли событие на время до 1 марта (или 1 сентября) или после.

Земля наша велика и обильна

Легенда о призвании варяжских князей, как доказал виднейший знаток русского летописания академик А. А. Шахматов, новгородского происхождения и записана в летопись сравнительно поздно, лишь в начале XII века. В ней отразился новгородский обычай по своему выбору призывать князей как военных вождей. В основу легенды легли местные племенные предания — новгородские (словенские), белозерские (племена весь) и изборские (кривичевские). До сих пор один из холмов возле Новгорода на берегу Волхова называют Рюриковым городищем, недалеко от Белозерска показывают могилу Синеуса, а в Изборске над озером высится Труворово городище. Но сохранились предания и о том, что задолго до призвания легендарных варяжских князей в Новгороде правил мудрый и справедливый Гостомысл, а в Изборске — Словен, который якобы и дал имя всему славянскому племени.

Варяжские князья названы братьями по законам фольклора, одновременно это братство отражало действительно существовавший союз трех племен, их «побратимство». В XII веке ожесточились княжеские междоусобицы, «братоубийственные козни», и утверждение братских уз первых князей имело тогда громадное значение. Вот почему северное предание нашло поддержку у киевских летописцев, по мысли которых князья, связанные кровным родством и призванные первоначально для установления мира, должны прекратить братоубийственные распри.

Легенда типична для средневековья: чтобы возвысить свою страну, было принято возводить происхождение правящей династии к иностранному государству — французские короли будто бы происходили от троян, многие немецкие династии выводились из Рима, чем очень гордились. В Англии бытовало предание, что бритты призвали князей-братьев саксов Хингиста и Хорса. Таким образом, легенда о призвании князей обычна для того времени. Однако в XVIII веке она породила среди некоторых немецких историков, работавших в России, так называемую норманнскую теорию, согласно которой норманны-варяги были не только воинами и купцами, приходившими на Русь, но и создателями Русского государства. В действительности, как показали работы советских исследователей, Русское государство складывалось в результате внутренних социально-экономических причин, а не под внешним воздействием.

Варяги — в скандинавских странах варягами называли скандинавские и англо-саксонские дружины, служившие у византийского императора. На Руси варягами назывались скандинавские воины и купцы.

Было у рюрика два мужа, аскольд и дир

Рассказ об Аскольде и Дире основан на каких-то, очевидно, дружинных преданиях. В этом сказании, возможно, отражены события тех лет, когда отдельные дружины варягов, пробиваясь к Царьграду, задерживались в тех или иных городах.

Начали братья эти составлять славянскую азбуку

Братья Кирилл и Мефодий, греки, или македонские болгары по национальности, жили в IX веке. Они составили азбуку для болгарского языка (теперь мы называем этот язык древне-болгарским или церковнославянским). Древнеболгарский, или церковнославянский, язык был понятен каждому славянину и вскоре стал общим литературным языком славянского мира. Кирилл и Мефодий собрали целый ряд переписчиков и переводчиков и перевели с греческого большое число произведений, приобщив славян к тысячелетнему наследию народов Греции, Иудеи, Египта, Сирии и других стран.

На Руси письменность существовала уже в языческие времена, но азбука Кирилла и Мефодия пришла к нам с христианством в X веке. В несколько измененном виде мы пользуемся ею и сейчас, и нам следует с благодарностью вспоминать братьев Кирилла и Мефодия, которых справедливо называют просветителями славянскими. В 80-е годы этого века исполняется тысяча лет русской письменности.

Это будет мать городам русским

Киев словно создан был стать матерью городов русских. С незапамятных времен он был центром племенного объединения полян. Крутые берега Днепра, перерезанные глубокими оврагами, защищали его от врагов. Мягкий климат и плодородная почва ускорили развитие земледелия. В Киеве сходились торговые пути на запад (в Чехию, Польшу, Венгрию, Германию), на восток (в Хазарское царство и в Арабский халифат), на юг (в Болгарию и Византию) и на север (по Днепру в Смоленск, Новгород и в Скандинавию).

Память об Аскольде и Дире, убитых Олегом в Киеве, живет до сих пор. На Угорской горе над Аскольдовой могилой поставлена в 1810 году небольшая, круглая в плане церковь, надстроенная в 1936 году колоннадой. Писатель М. Н. Загоскин написал повесть из жизни Древней Руси под названием «Аскольдова могила», а композитор А. Н. Верстовский сочинил одноименную оперу.

И властвовал олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами

Олег был не только воителем, но и иэсударственным деятелем — так рисует его летопись. Он способствовал укреплению нового феодального строя, который уже давно, но медленно, постепенно сменял прежние родовые и племенные отношения. Объединив полян, древлян, северян, радимичей и положив конец их зависимости от хазар, Олег подчиняет славянские племена Киеву как единому политическому центру; старые племенные отношения исчезают, и складывается территория Древнерусского государства.

И повесил олег щит свой на вратах царьграда

Олег, прославился своим победоносным походом на Царьград (Константинополь). Самым главным его достижением в борьбе с Византией было завоевание беспошлинной торговли. В предместье Константинополя был выделен целый квартал, где могли жить русские купцы. Им назначалось определенное содержание на время пребывания в Царьграде и снаряжение на дорогу. Они могли входить в обнесенную стенами часть города, но — видно, греки сильно боялись воинственной Руси — входить разрешалось только по 50 человек через одни ворота, без оружия и обязательно с провожатым.

После заключения мира греки водили русских послов по своей великолепной столице, показывая им различные достопримечательности. Так военный поход Олега дал Киевской Руси не только возможность выгодно торговать с Царьградом, но <и познакомил молодое государство с многовековой культурой Византии.

Греки же замкнули Суд...— Суд, залив и гавань Золотой Рог, запирался цепью, протягивавшейся между двумя башнями на обеих сторонах входа в залив.

Дмитрий — Дмитрий Солунский, считался покровителем славян. Солунь — византийский город, населенный преимущественно славянами.

...Перуном, богом своим, и Белесом, богом скота...— Перун — бог грома и войны; Белес (Волос) — покровитель скота и пастухов.

Сшейте для руси паруса из наволок, а словенам — полотняные.— В данном месте летописи под русъю, очевидно, подразумеваются киевляне и дружина киевского князя, под словенами — новгородцы.

И вспомнил олег коня своего

Прост и краток рассказ об Олеговой смерти. Его глубокая поэтичность привлекла А. С. Пушкина, выбравшего этот сюжет для «Песни о вещем Олеге».

В отличие от киевского летописца Нестора, новгородские летописцы утверждали, что могила Олега находится не в Киеве, а в Ладоге. Действительно, недалеко от Старой Ладоги, в излучине Волхова, над обрывом к воде высится ряд курганов. Какое-то особое ощущение испытываешь подле этих памятников еще языческой древности. Быстро мчит свои воды серебряный Волхов, вдали на мысу виднеется древняя ладожская крепость с белеющим собором св. Георгия (XII век), а эти огромные курганы — свидетели совсем седой старины.

Пошел игорь на греков

Мы читаем о походах Олега, Игоря на греков. Как же совершались эти походы? Летописец не пишет об этом. Но византийский император Константин Багрянородный, писатель и ученый X века, посвятил целую главу своего сочинения «Об управлении государством» рассказу о том, как русские купцы приезжают в Константинополь. Из его рассказа мы узнаем, что зимою в разных областях Руси готовили ладьи-однодеревки, то есть лодки, сделанные из одного толстого выдолбленного дерева с набивными бортами. Весною ладьи сплавлялись вниз. В Киеве их оснащали. После этого нагруженные товаром ладьи шли вниз по Днепру до порогов. Проходя их, часть дружинников выходила на берег, чтобы нести охрану, а другие, разувшись, нащупывали путь и осторожно проводили ладьи между камней. У самых же больших порогов приходилось выгружать ладьи и тянуть их волоком или переносить на руках. Тут часто из засады нападали печенеги. Неудивительно, что, пройдя пороги благополучно, русские князья зажигали жертвенные костры на острове Хортица и под большим священным дубом благодарили богов за счастливый исход.

Спустившись в самое устье Днепра, русские купцы или воины-дружинники снаряжали однодеревки парусами и всем необходимым для морского плавания и выходили в море. Плыли вдоль западных берегов Черного моря. Но и здесь их часто подстерегала беда. Налетит шквал, выбросит ладьи на берег, а тут уже рыщут печенеги, ждут добычи. Целых 30—40 дней длилось путешествие из Киева в Царьград. Константин называл его «многострадальным, страшным и тяжелым плаванием».

Феофан же встретил их в ладьях с огнем...— Феофан — византийский военачальник; огонь — так называемый греческий огонь: через медные трубы, установленные на носу или на бортах кораблей, византийцы выбрасывали горючую смесь, состав которой они держали в секрете. Предполагают, что в смесь входила нефть и селитра.

Если повадится волк к овцам, то выносит все стадо

Константин Багрянородный, который рассказал, как ходили русские в Царьград, писал и о сборе дани. Русские князья с осени уходили «в полюдье». Константин дает это слово без перевода на греческий язык — очевидно, он хорошо знал русские обычаи. В полюдье «кормились» князь и его дружина, то есть получали с населения все для себя необходимое, и собирали дань. Весною, когда вскрываются реки, князья забирали всю собранную дань и, как только проходил лед, возвращались в Киев.

Часто во главе сборщиков дани стоял не сам князь, а кто-нибудь из его дружинников. Дружинники жили с князем, ходили с ним собирать дань, отправлялись в военные и торговые походы, кормились за его столом и решали с ним основные дела государства. Постепенно из среды дружинников выделились особенно богатые и влиятельные — их называли старшими, в отличие от остальных — младших. Старшие дружинники часто сами имели свои дружины. К таким старшим дружинникам относился и Свенельд. Рассказ о смерти Игоря красноречиво рисует жестокость и насилие князей при сборе дани.

Хочу мстить за обиду мужа своего

Ольга принимала древлян в богатых княжеских хоромах. Главной постройкой на ее дворе (двором назывались все жилые и хозяйственные строения) был терем. О теремах пели в песнях, рассказывали в сказках. Их называли красными, то есть красивыми, златоверхими — покрытыми позолоченной шатровой кровлей. Теперь археологи находят толстые медные листы от таких кровель с хорошо сохранившейся позолотой. Терем был богато украшен деревянной резьбой с изображением животных и растений. Он возвышался над остальными хоромами княжеских дворов и издали блестел своим золоченым шатром.

Терема и сени, клети и повалуши (в последних устраивались залы для пиров) — все эти разнообразные постройки создавали красочную картину древнерусского города.

За городом, «в поле» высились зеленые шапки насыпных холмов — курганов. Особенно грандиозны были княжеские курганы X века возле Чернигова и Смоленска. Под ними покоились те воинственные князья, которые ходили с Олегом, Игорем и Святославом на Волгу и Каму, на Северный Кавказ или Византию. Многие князья погибали на чужбине, тонули в морской пучине. В таких случаях курган был только памятником, который должен был увековечить славу почившего героя.

Обычно курганы делались круглыми в плане, и земля насыпалась на высоту до 6 метров. Посредине верхней площадки клали оружие и доспехи покойного; вокруг этих знаков боевых доблестей садились сподвижники князя. Они устраивали поминки, кончавшиеся поединками и военными играми. Это называлось тризной. После тризны еще выше насыпали курган и ставили на вершине столб с именем князя.

Такой курган Ольга велела насыпать над могилой Игоря, здесь она устроила ему тризну, а древлянам смертный пир.

Слово «город» происходит от слова «городить», «огораживать». Город — это огороженное стенами поселение. Часто сами стены также назывались городом. Города, как правило, устраивались на местах, укрепленных самой природой: в излучинах рек, на вершинах холмов, иногда среди болот. Их окружали рвами и высоким валом, поверх которого шел деревянный остроконечный тын, защищавший обороняющихся от вражеских стрел. Взять такие города, имея только стрелы да мечи, было не легко. Осада часто продолжалась очень долго, и только голод и болезни среди осажденного населения или какая-нибудь хитрость осаждающих помогали овладеть городом.

Перехитрила ты меня, ольга

Летописный рассказ о поездке Ольги в Царьград не совсем точен. Император Константин Багрянородный, который царствовал тогда в Константинополе, не мог предложить Ольге выйти за него замуж: он был в то время давно женат, да и Ольге было уже много лет. Но он действительно оказал русской княгине почетный прием. Этот прием описан самим Константином и изображен на миниатюре в книге одного из византийских историков.

Царь принимал «игемону и архонтиссу руссов» в самом торжественном и роскошном зале своего дворца, где устраивался прием только знаменитым и великим людям. Император восседал на «троне Соломона». Трон назывался так потому, что он был устроен в подражание великолепному трону иудейского царя Соломона, описанному в Библии. Трон императора Византии был сделан из чистого золота, усыпан драгоценными каменьями и стоял на возвышении из зеленого мрамора. По обеим его сторонам лежали и сидели искусно вырезанные фигуры различных животных, среди них выделялись своей величиной львы. Возле трона стояло дерево, также сделанное из золота. На его ветвях сидели золотые птицы.

И вот один из царедворцев подал знак золотым жезлом: отдернулась парчовая завеса главного входа, и Ольга в сопровождении многочисленной свиты вошла в зал. В это время музыканты заиграли на музыкальных инструментах, золотые птицы, сидевшие на дереве, запели на разные голоса, звери, окружавшие трон, встали и поднялись на задние лапы, а львы раскрыли пасти и зарычали. Так хитро был устроен «трон Соломона».

Царь богато одарил именитую гостью. Но и Ольга не осталась в долгу. Привыкшие к роскоши византийцы поразились красотой ее даров и поместили их в церкви св. Софии, главной святыне Царьграда. Там в конце XII века один из русских паломников (так назывались у нас путешественники) видел золотое блюдо «Ольги русской», украшенное резным камнем и жемчугом.

...царь Константин, сын Леонов...— Константин Багрянородный, сын Льва Философа.

Великий Константин — римский император Константин Великий (ок. 285—337 гг. н. э.).

Далее
К спискуК категорииВ меню