Уехав из Англии, Байрон вначале поселился в Швейцарии, близ Женевы. Здесь он встретился и сблизился с поэтом и передовым английским общественным деятелей Шелли. Многое совпадало в их судьбах. Шелли выступал в защиту простых людей Англии и Ирландии. Его лучшие литературные произведения принадлежат к выдающимся образцам революционно-романтической поэзии. Именно поэтому против Шелли, так же как и против Байрона, ополчилась буржуазно-аристократическая Англия, и Шелли, как и Байрон, вынужден был покинуть родину.
Творчество обоих поэтов получило признание у демократический) читателя. «Байрона и Шелли, — писал Энгельс, — читают почти только низшие сословия; ни один «респектабельный» человек, если он не желает заслужить самой ужасной репутации, не смеет держать сочинения Шелли на своем столе».
Дружба связала обоих поэтов, и Шелли оказал благотворное влияние на формирование мировоззрения Байрона. Тяжело пережил Байрон преждевременную смерть Шелли, который погиб во время морской прогулки летом 1822 года в Италии.
В Швейцарии, помимо третьей песни «Паломничества Чайльд-Гарольда», была написана поэма «Шильонский узник», почти закончена драма «Манфред», созданы такие стихотворения, как «Сон», «Тьма», «Прометей».
В поэме «Шильонский узник» Байрон рассказывает о судьбе швейцарского патриота XVI века Франсуа Бонивара, заточенного в течение нескольких лет в мрачном подземелье Шильонского замка за политические взгляды. В начале своего заключения Бонивар сохраняет горячее стремление к свободе; но годы идут, и он постепенно отказывается от борьбы за нее. Освобожденный Бонивар вспоминает о темнице, ставшей для него привычным убежищем.
По сравнению с поэмами первого периода «Шильонский узник», казалось бы, говорит об отказе от активной борьбы. И все же поэма — не проповедь смирения, а негодующий протест против угнетения личности. Она пробуждает ненависть к деспотизму, лишающему человека самого дорогого — свободы. Гимном свободе звучит предпосланный поэме «Сонет к Шильону», в котором раскрывается идейный смысл всего произведения.