Песни Паломничество Чайльд-Гарольда



Летом того же года Байрон отправился в первое свое путешествие в страны Ближнего Востока. Он посещает Лисабон, затем вместе с одним из друзей верхом пересекает юго-западную Испанию, из Гибралтара отправляется на остров Мальта, странствует по Албании, Греции и Турции.

Результатом путешествия были первые две песни «Паломничества Чайльд-Гарольда» — поэмы, которая принесла молодому поэту мировую известность.

«Паломничество Чайльд-Гарольда» занимает особое место среди произведений Байрона. Это поэма с большой и злободневной общественной темой, проникнутая глубоким лиризмом. «Паломничество Чайльд-Гарольда» — не только рассказ о судьбе романтического героя, но и политическая поэма. Жажда политической свободы, ненависть к тирании составляют главное ее содержание.

Чайльд-Гарольд стал нарицательным именем романтического героя — молодого человека, разочарованного, неудовлетворенного и одинокого. Он не верит ни в возвышенные чувства, ни в привязанности; по его мнению, нет ни истинной любви, ни истинной дружбы. Причина разочарования Чайльд-Гарольда — столкновение с обществом.

В первых двух песнях мы видим героя в Португалии, Испании, Албании и Греции — в тех странах, где побывал Байрон. Чайльд-Гарольд жаждет личной свободы и, не находя ее в окружающем мире «богатств и жалкой нищеты», мечтает об одиночестве. Он избегает людей, уходит далеко в горы, слушает плеск морской волны, его восхищает разбушевавшаяся стихия. Лишь простые люди, мужественные и свободолюбивые, привлекают к себе Чайльд-Гарольда.

Чайльд-Гарольд не удовлетворен жизнью, но протест его пассивен: он размышляет о причинах своего недовольства, но не стремится вмешаться в жизнь, принять участие в освободительной борьбе.

И постепенно, по мере развития сюжета поэмы, образ Чайльд-Гарольда все решительнее отодвигается на второй план. Образ бессильного и неспособного бороться с опостылевшей ему жизнью героя все больше и больше заслоняют полные драматизма исторические события, в которых сам автор начинает выступать не только как современник и наблюдатель, но и как активный их участник. В поэме появляется второй, не менее важный образ — образ борющегося народа.

Во время пребывания в Испании Байрон стал свидетелем знаменательных событий. Наполеон I в 1808 году, стремясь захватить страну, ввел в ее пределы свои войска и, пользуясь поддержкой испанского дворянства, объявил королем Испании своего брата, Жозефа Бонапарта. Национально-освободительное движение охватило значительную часть страны. Испанские партизаны, герильясы, начали народную войну. Одним из самых героических эпизодов ее явилась оборона Сарагосы. Жители в течение восьми месяцев обороняли свой город. Другой твердыней сопротивления стал город Кадикс.

Об этих событиях рассказывает Байрон в первой песне своей поэмы. С необычайной поэтической силой рисует он картины народного патриотического подъема.

Байрон подчеркивает решимость восставших довести борьбу до конца. Он приводит ответ одного из генералов народной армии, заявившего врагу, что испанцы будут сражаться с захватчиками «хоть на ножах».

В центре второй песни поэмы — порабощенная Греция, утратившая свою свободу и былое величие. Байрон клеймит колонизаторскую деятельность Англии, которая вместе с феодальной Турцией наложила на греческий народ двойные цепи рабства. Так, в первых двух песнях «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрон приветствует выступление прогрессивных сил, подъем народных масс, защиту свободы.

Последующие, третья и четвертая, песни «Паломничества Чайльд-Гарольда» отделены от первых двух несколькими годами. Они непосредственно связаны с пребыванием Байрона в Швейцарии и Италии, где он жил в 1816 — 1823 годах, окончательно покинув Англию.

В третьей песне, опубликованной в 1816 году, Байрон касается важного вопроса — об отношении к французской революции конца XVIII века. Говоря о засилье монархической реакции, особенно после образования Священного союза в 1815 году, он твердо убежден, что идеалы свободы, провозглашенные революцией, непременно должны восторжествовать; человечество многому научилось, поверило в свои силы, и пусть тираны, ныне оказавшиеся у власти, знают, что их победа временна и час расплаты не за горами.

Швейцария, куда переносится действие поэмы, напоминает Байрону о великих французских писателях-просветителях Руссо и Вольтере, которые одно время жили в этой-стране. Их деятельность идейно подготовила революционные события конца XVIII века. Многовековое иго феодального рабства было уделом Франции, «пока не поднял ярой мести знамя народ, разбуженный Руссо с его друзьями».

Для Байрона просветителя — это «гиганты ума», воодушевленные титанической целью освобождения человечества.

В четвертой песне, вышедшей в 1818 году, Байрон рассказывает о былом величии Италии, раздробленной ныне на ряд феодальных государств и находящейся под игом Австрии. Он зовет итальянцев к восстанию. Залог их победы — славное прошлое Италии, свободолюбие ее народа.

В заключительных строфах четвертой песни «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрон рисует образ моря и образ отважного пловца — поэта, с детства сроднившегося с вольной стихией. Разбушевавшаяся и непокоренная морская стихия олицетворяет неисчерпаемые силы народов и как бы содержит в себе предупреждение Байрона всем тиранам.

В июле 1811 года Байрон вернулся в Англию из своего первого путешествия на Ближний Восток. Речь, произнесенная в палате лордов в защиту ноттингемских ткачей, необычайная по силе обличения и страсти вложенного в нее протеста, и ряд сатирических стихотворений заставили увидеть в Байроне врага господствующих классов Англии. Вместе с тем росла его литературная известность.

НазадДалее
К спискуК категорииВ меню