Композиция Слово о полку Игореве



Композиция «Слова» в одно и то же время стройная и сложная. Стройность её выражается прежде всего в плане поэмы. Всё «Слово» делится на три основные части: 1) поход Игоря; 2) вещий сон Святослава и его «золотое слово»; 3) возвращение Игоря из плена. Первую часть предваряет вступление, где автор указывает на существование в его время двух стилистических манер изложения: манеры повествователей, стремившихся к точному воспроизведению событий, и манеры певцов, подобно Бояну, дававших большой простор вымыслу. Перед третьей частью, повествующей о возвращении Игоря из плена, вставлен «Плач» Ярославны. Стройность композиции поддерживается и делением «Слова» на ряд картин-песен, многие из которых кончаются припевами: «ища себе чести, а князю — славы»; «О Русская земля! ты уже за холмом!»; «за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святославича» и другими. Благодаря этим припевам поэма как бы делится на строфы.

Картины природы тоже даны в определённом плане. Они вводятся, как и в произведениях народной поэзии, тогда, когда повествуется о наиболее значительных событиях: перед выступлением Игоря в поход; перед решительным сражением с половцами (в субботу); после поражения русских во время бегства Игоря из плена. Природа принимает активное участие в событиях. При выступлении Игоря в поход природа как бы предупреждает его о неудаче и всячески стремится удержать его: солнце померкло, разразилась гроза, поднялся свист звериный. Сказочное существо Див своим криком предупреждает половцев. Птицы, волки, лисицы — все против Игоря. Перед решающим сражением поднялись ветры, земля гудит, реки мутно текут, несутся тучи пыли. Всё это предсказывает Игорю поражение. Но когда русские полегли на поле сражения: «никнет трава от жалости, а дерево печально к земле приклонилось». Во время бегства Игоря из плена природа всячески ему помогает: река Донец оберегает его; чтобы Игорь мог слышать погоню, «вороны не каркали, галки замолкли, сороки не стрекотали, дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи весёлыми песнями возвещают рассвет».

Сложность композиции зависит от самого жанра произведения (оно одновременно и ораторское слово, и песнь, и повесть).

Целью автора были не только изложить факты, но и дать им оценку в свете главной своей идеи-объединения Руси. Поэтому он то сопоставляет прошлое с настоящим, то разрывает повествование, вставляя свои размышления и воспоминания, то переставляет события (иногда даже вопреки хронологии). Так, например, чтобы показать силу и размах битвы Игоря и Всеволода с половцами, автор прерывает рассказ о сражении и начинает говорить об усобицах при Олеге Святославиче. Затем ОН снова возвращается к роковой битве, сделав такой переход: «То было в те походы и в те войны, а таковой битвы и не слыхано». Многочисленны лирические и публицистические отступления 2 автора. Есть у него и нарушения хронологической (временной) последовательности. Так, чтобы показать героизм и неустрашимость Игоря и его страстное желание нанести удар половцам, автор «Слова» перемещает солнечное затмение на восемь дней раньше. По «Слову» оно случилось в момент выступления Игоря в поход, а по летописи тогда, когда русские были уже у Донца, на границе половецкой степи, и возвращаться без боя было бы позорно.

Вся поэма глубоко лирична. В возвышенных, торжественных тонах говорится о походе и особенно о судьбах Русской земли. В нежных, задушевных тонах передаются причитания жён о мужьях, ушедших в поход, и особенно «Плач» Ярославны.

НазадДалее
К спискуК категорииВ меню