Лирические отступления.
Свою поэму «Мёртвые души» (как и вообще все произведения) Гоголь писал как поэт-гражданин, глубоко понимающий и чувствующий всю силу своей писательской ответственности. Он писал её как человек, страстно любящий свою родину и страдающий душой от тех непорядков и зол, которых так много видел он в окружающей его русской общественной жизни.
Его «Мёртвые души» — создание писателя-патриота, ясно выражающего своё отношение к изображаемому.
Это отношение, оценка действительности Гоголем выражается не только косвенно — в характере изображения людей и условий их жизни, но и непосредственно — в авторских отступлениях.
По своему содержанию размышления Гоголя, которыми он или прерывает, или заканчивает художественно нарисованные сцены, разнообразны и отражают его душевные переживания. Мы встречаем у него и иронически-сатирические рассуждения о «толстых» и «тонких» представителях дворянства (I глава), о «господах большой руки» и «господах средней руки», и глубоко продуманное и с затаённой грустью высказанное мнение о широкой типичности выведенных им помещиков, и проникнутые лиризмом воспоминания о днях своей юности (начало VI главы), и страстный призыв к молодёжи «забирать с собою все человеческие движения», чтобы быть человеком и в старости.
Из этих авторских отступлений особенно внимательно нужно остановиться на двух: о типах писателей (начало VII главы) и о Руси и скрытых силах русского народа.
В лирически-публицистическом размышлении о двух типах писателей Гоголь определяет себя как реалиста-сатирика, «дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога». С горьким чувством говорит Гоголь о трагической судьбе сатирика в условиях современной ему действительности и о его духовном одиночестве. Здесь же он определяет и характер своего юмора.
В этом лирическом зачине седьмой главы Гоголь характеризует себя как независимого писателя-реалиста, как гражданина-борца, ясно осознавшего враждебное отношение к нему со стороны господствовавшего класса и всё же остающегося верным своему призванию, не отступающего ни перед чем. Так же говорит он о себе и в лирических отступлениях одиннадцатой главы, где отводит обвинения «так называемых патриотов», недовольных тем, что Гоголь показал «много презренного и глупого в жизни» России.
В одиннадцатой главе I тома «Мёртвых душ» Гоголь с огромным лирическим подъёмом говорит о своей любви к родине, которая необъятным простором внушает ему уверенность в её величественных судьбах. «Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?»
В завершающем первый том романтическом образе Руси — «птицы-тройки» выражены, также и любовь Гоголя к родине, и его вера в её великое будущее. Гоголю неясны пути дальнейшего развития своей родины. («Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ? Не даёт ответа») Но в одном он был убеждён — в будущем величии русского народа.
Художественные особенности творчества Гоголя.
Гоголь начал свою творческую деятельность как романтик. Однако он скоро обратился к критическому реализму, открыл в нём новую главу. Как художник-реалист Гоголь развивался под благотворным влиянием Пушкина. Но он не был простым подражателем родоначальника новой русской литературы.
Своеобразие Гоголя было .в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и «маленького человека», жителя петербургских углов.
Гоголь был гениальный сатирик, бичевавший «пошлость пошлого человека», предельно обнажавший общественные противоречия современной ему русской, действительности.
Эта социальная направленность Гоголя сказывается и в композиции его произведений. Завязкой и сюжетным конфликтом в них являются не любовные и семейные обстоятельства, а события общественного значения. При этом сюжет у Гоголя служит лишь поводом для широкого изображения быта и раскрытия характеров-типов.
Глубокое проникновение в суть основных общественно-экономических явлений современной ему жизни позволило Гоголю, гениальному художнику слова, нарисовать образы огромной обобщающей силы.
Имена Хлестакова, Манилова, Коробочки, Ноздрёва, Собакевича и других стали нарицательными. Даже второстепенные лица, выведенные Гоголем на страницах его произведений (например, в «Мёртвых душах»): Пелагея, крепостная девочка Коробочки, или Иван Антонович, «кувшинное рыло», — обладают большой силой обобщения, типичности. Гоголь подчёркивает в характере героя одну-две наиболее существенные его черты. Часто он их гиперболизирует, отчего образ становится ещё более ярким и выпуклым.
Целям яркого, сатирического изображения героев служит у Гоголя тщательный подбор множества подробностей и резкое их преувеличение. Так, например, созданы портреты героев «Мёртвых душ». Эти подробности у Гоголя преимущественно бытовые: вещи, одежда, жильё героя.
Если в романтических повестях Гоголя даны подчёркнуто живописные пейзажи, придающие произведению определённую приподнятость тона, то в реалистических его произведениях, особенно в «Мёртвых душах», пейзаж является одним из средств обрисовки типов, характеристики героев.
Тематика, социальная направленность и идейное освещение явлений жизни и характеров людей обусловили своеобразие литературной речи Гоголя.
Два мира, изображаемые Гоголем, — народный коллектив и «существователи» — определили основные особенности речи писателя: его речь то восторженна, проникнута лиризмом, когда он говорит о народе, о родине (в «Вечерах», в «Тарасе Бульбе», в лирических отступлениях «Мёртвых душ»), то становится близка к живой, разговорной (в бытовых картинах и сценах «Вечеров» или когда повествуется о чиновно-помещичьей России).
Своеобразие языка Гоголя заключается и в более широком, чем у его предшественников и современников, использовании простонародной речи, диалектизмов, украинизмов. Гоголь любил и тонко чувствовал народно-разговорную речь и умело применял все оттенки её для характеристики своих героев и явлений общественной жизни.
Лиризм в речи автора и его героев обусловливает некоторые приёмы её построения:
1) периодическое строение фразы, когда много предложений соединено в одно целое («Тарас видел, как смутны стали казацкие ряды и как уныние, неприличное храброму, стало тихо обнимать казацкие головы, но молчал: он хотел дать время всему, чтобы пообвыклись они и к унынию, наведённому прощаньем с товарищами, а между тем в тишине готовился разом и вдруг разбудить их всех, гикнувши по-казацки, чтобы вновь и с боль-, шею силою, чем прежде, воротилась бодрость каждому в душу, на что способна одна только славянская порода, широкая могучая порода перед другими, что море перед мелководными реками»);
2) введение лирических диалогов и монологов (таков, например, разговор Левко и Ганны в первой главе «Майской ночи», монологи — обращения к казакам Кошевого, Тараса Бульбы, Бовдюга в «Тарасе Бульбе»);
3) обилие восклицательных и вопросительных предложений (например, в описании украинской ночи в «Майской ночи»);
4) эмоциональные эпитеты, передающие силу авторского воодушевления, рождённого любовью к родной природе (описание дня в «Сорочинской ярмарке») или к народному коллективу («Тарас Бульба»).
Народно-бытовой речью Гоголь пользуется по-разному. В ранних произведениях (в «Вечерах») её носителем является рассказчик. В его уста вкладывает автор и просторечие (бытовые слова и обороты), и такие обращения к слушателям, которые носят фамильярно-добродушный, свойственный данной среде характер: «Ей-богу, уже надоело рассказывать! Да что вы думаете? Право, скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя! Ну, извольте, я расскажу, только ей-ей, в последний раз» («Заколдованное место»).
Характер человека, его социальное положение, профессия — всё это необычайно отчётливо и точно раскрывается в речи персонажей Гоголя.
Сила Гоголя-стилиста — в его юморе. Юмор Гоголя — «смех сквозь слёзы» — был обусловлен противоречиями российской действительности его времени, в основном — противоречиями между народом и антинародной сущностью дворянского государства. В своих статьях о «Мёртвых душах» Белинский показал, что юмор Гоголя «состоит в противоположности идеала жизни с действительностью жизни». Он писал: «Юмор составляет могущественнейшее орудие духа отрицания, разрушающего старое и подготовляющего новое».
Значение Гоголя в истории русской и мировой литературы.
Творчество Гоголя имело исключительное значение в истории русской литературы.
1. По справедливому утверждению Белинского и Чернышевского, Гоголь стал основателем целого направления в русской литературе, так называемой «натуральной школы» 40-х годов. «Натуральная школа», сложившаяся в 40-х годах, разнородная по общественно-политическим взглядам её представителей (Белинский, Герцен, Тургенев, Гончаров и др.)» объединялась тем, что в центре внимания ставила социальную действительность. Характерными чертами натуральной школы явились:
1) изображение людей простых, из средних и низших слоев населения;
2) демократическая направленность произведений;
3) разработка преимущественно прозаических форм творчества: романа, очерка, повести;
4) демократизация литературного языка путём введения разговорной речи провинциального дворянства и чиновничества, речи крестьянской, купеческой, мещанской и т. п.
2. Гоголь оказал сильное влияние на развитие сатирического творчества Герцена, Некрасова, Чернышевского и особенно Салтыкова-Щедрина.
Романтизация коллектива, свободолюбивого, героического, данная Гоголем в «Тарасе Бульбе», общий жизнеутверждающий тон его ранних повестей, живописные пейзажи, народно-поэтическая основа рассказов — вот что было воспринято от Гоголя молодым Горьким в его романтических произведениях.
Велико значение Гоголя в развитии русского литературного языка. Вслед за Пушкиным Гоголь обратился к речи народа, на народной основе всемерно расширяя и обогащая литературный язык. Он боролся за чистоту и самобытность русского языка. Этими основными качествами своего языка Гоголь оказал влияние и на Тургенева, как автора «Записок охотника», и на Островского, и на Некрасова. Салтыков-Щедрин учился у Гоголя приёмам сатирического разоблачения дворянско-чиновничьей России.
3. Творчество Гоголя вдохновляло русских композиторов и художников. Мусоргский написал на сюжет Гоголя оперу «Сорочинская ярмарка», Римский-Корсаков — «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», Чайковский — «Черевички».
Репин создал свою знаменитую картину «Запорожцы» не без влияния на него «Тараса Бульбы».
Место и значение Гоголя в истории мировой литературы определяется той ролью, какую он сыграл в развитии русской литературы, занявшей в XIX веке ведущее место в художественном творчестве всего человечества И здесь прежде всего нужно отметить особый характер гоголевского реализма, то новое, что Гоголь, продолжая Пушкина, внёс в историю русской и мировой реалистической литературы.
Это, во-первых, усиление остроты критического изображения социальной действительности, резко сатирическая направленность творчества. Произведения Гоголя, глубоко вскрывая общественные противоречия, дышат непримиримой ненавистью к миру пошлости, своекорыстия и погони за наживой, к тому феодально-крепостническому строю, который угнетал народ, искажал характер человека, его натуру.
Во-вторых, огромное значение имеет то качество гоголевского реализма, вытекающее из патриотизма писателя, которое можно определить как сочетание критического отношения к действительности с верой в русский народ и его великое будущее.
Эту существенную черту творчества Гоголя отмечали русские критики, она бросалась в глаза и западноевропейским.
Известный немецкий писатель-антифашист Томас Манн пишет: «Кто измерил бездны горечи и скорби, из которых вырос комизм «Мёртвых душ»? Но замечательно, что привязанность великого писателя-критика к своей нации обнаруживается в этой книге не только в форме юмора и сатиры... Исполненная веры любовь к великой матушке-Руси не раз звучит подлинным гимном».
Та же мысль, что любовь Гоголя к своей родине определяла его отрицательное отношение к самодержавно-крепостнической России, лежит в основе стихотворения Некрасова, посвященного Гоголю, «Блажен незлобивый поэт», где она наиболее ярко выражена в стихах:
Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья.
Наконец, значительным вкладом Гоголя в мировую литературу является тот особый юмор, в основе которого лежит высокое чувство гуманности: горький смех сквозь слёзы.
Общественное значение творчества Гоголя.
Сложно и противоречиво было творчество Гоголя, жившего в то «роковое переходное время», по его собственному выражению, когда «почти у всякого ночь и тьма вокруг». Но передовая мысль и его современников, и читателей последующего времени чётко выделяла в литературном наследии писателя его великие творения, произведения большого общественного значения и революционизирующей направленности.
Имя Гоголя передовые люди России ставили рядом с именем великого критика-демократа Белинского. Так, Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» мечтал о том «желанном времячке», когда народ будет покупать на базаре книги и портреты Белинского и Гоголя — двух «заступников народных».
Творчество Гоголя высоко ценится всем прогрессивным человечеством. По решению Всемирного Совета Мира столетняя годовщина со дня смерти Гоголя была отмечена всеми народами земного шара. Это яркое свидетельство того, что всё передовое человечество, стремясь к объединению своих сил в борьбе против угрозы войны, за прочный мир и подлинную демократию, видит в Гоголе своего верного соратника.