На первый взгляд, роль Воланда в сюжетной линии романа не кажется очень значительной. Влияние на события его свиты более очевидно. Именно действия Коровьева и Бегемота, а отчасти и Азазелло, являются тем приемом, который позволяет автору обратить внимание читателей на пороки людей и общества — очковтирательство чиновников, состояние системы общественного питания и даже обыкновенное бытовое хамство. Они с блестящим чувством юмора наказывают и буфетчика Варьете, предлагающего посетителям продукты «второй свежести», и Варенуху, отучая его лгать и хамить хотя бы по телефону, и работников зрелищного филиала, не осмеливающихся отказаться от участия в многочисленных кружках и секциях, которые организует руководство, и всех членов МАССОЛИТа, которых лишили входа в «Грибоедов», и многих других. Даже во время «сеанса черной магии с ее разоблачением» в Варьете Воланд в основном сидит в кресле и сам с собой обсуждает москвичей, пришедших посмотреть на «иностранного артиста». А всю работу выполняют Бегемот, Коровьев и Гелла.
Возможно, образ Воланда — это всего лишь ошибка Булгакова, персонаж, которого могло бы не быть? На самом деле это далеко не так. Ведь помощники сатаны наделены только правом на разоблачение и наказание того самого «бытового» зла. Они — часть сатирического пласта романа. Сам же Воланд занимается другим. Он наказывает те пороки людей, которые не видны на первый взгляд — такие, как отсутствие веры, из-за которого погиб Берлиоз. Кроме того, он наделен правом не только казнить, но и награждать.
Каким предстает Воланд перед нами впервые? Еще не приступив к описанию этого персонажа, Булгаков предупреждает: «впоследствии, когда, откровенно говоря, было уже поздно, разные учреждения представили свои сводки с описанием этого человека». На самом же деле ни одна из этих сводок не оказалась верной: возможно, каждый видел сатану по-своему. Перед Берлиозом он предстает очень высоким приезжим профессором «в сером костюме и заграничных, в цвет костюма, туфлях». «Правый глаз у него черный, левый почему-то зеленый» — таким видят Воланда люди, гуляющие на Патриарших прудах. Этот странный иностранец сразу же начинает говорить вещи, от которых председатель правления МАССОЛИТа смутился, а поэт Иван Бездомный сошел с ума. Так, он упоминает о том, что беседовал за завтраком с Кантом, философом, умершим «с лишним сто лет» назад. Кроме того, «заграничный чудак» заявляет Берлиозу, что он «внезапно смертен», и его предсказание немедленно сбывается на глазах у Бездомного.
Во время пресловутого представления в Варьете зрители видят его также элегантным иностранцем. Сам же Воланд видит их такими, какие они есть. В его уста Булгаков вкладывает свое мнение о жителях Москвы: «...легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... квартирный вопрос только испортил их... »
Перед Маргаритой же Воланд предстает совершенно другим: усталый, с больным коленом, одетый в ночную рубашку. Однако для нее внешность не важна: эта мудрая женщина сразу определяет сущность Воланда, и она понятна по его глазам: «правый с золотой искрой, сверлящей любого до дна души, и левый — пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней». Как и Мастер, она сразу догадывается, с кем имеет дело.
Главные герои романа, Мастер и Маргарита, являются единственными, кого Воланд не наказал, а наградил. Однако ради этого героине пришлось выдержать серьезные испытания: совершив грехопадение, сохранить гордость, дав обещание, не отказаться от него, даже жертвуя собой. Она с честью выдержала все и получила награду. Желание Воланда «обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели», чтобы к нему не проникало милосердие, — это не отказ от своего обещания, а выражение восхищения силой и гордостью этой женщины.
Мастера же сатана вознаграждает без испытаний — только за роман, написанный им, и за страдания, перенесенные из-за этого романа. Он же возвращает Мастеру сожженный роман, убеждая его в том, что «рукописи не горят».
Являются ли булгаковский сатана и его свита воплощением зла? Возможно и так: стоит только вспомнить, что Коровьев и Бегемот сожгли «Грибоедов», а Азазелло превратил в вампира Варенуху. Однако это всего лишь мелкое бытовое зло, которое является для людей наказанием. В отличие от них Воланд способен осудить человека на смерть. Однако в самом ли деле смерть Берлиоза — зло? Нет, это также наказание, однако за гораздо более тяжкий грех. Редактор журнала не верил в Бога, причем это было даже не его собственным убеждением, а требованием, которое предъявляла к нему официальная идеология. Он пострадал именно из-за этого. И такое наказание не было чрезмерно жестоким: неверие Берлиоза было слишком глубоким. Он спорил с Воландом, не признавая того, что казалось очевидным, и самого сатану «едва не свел с ума, доказывая ему, что его не существует».
Таким образом, булгаковский Воланд, как и его помощники, не является носителем зла. Он не представитель противостоящей Богу силы, а, скорее, его помощник, выполняющий грязную работу. Добро, воплощением которого являются Мастер и Иешуа Га-Ноцри, изображено автором слабым и беззащитным. Роль Воланда и его свиты — ограждать силы добра от зла. Таким образом эти персонажи вершат на земле справедливость. Воланд является в романе символом воздаяния по заслугам. Иногда это воздаяние кажется чересчур жестоким, но оно остается справедливым. Так, Берлиоза и Ивана Бездомного он наказал за одну и ту же провинность — за неверие. Однако первый был убит, так как уже не мог измениться. Второй же получил шанс поверить в Бога и остался жив.
Справедливость — вот третья философская категория, которую Булгаков ставит на один уровень с понятиями «добро» и «зло». Она является средством, с помощью которого можно провести четкую границу между ними. И, как Иешуа Га-Ноцри и Мастер являются воплощением добра, а первосвященник Каифа, Иуда, Алоизий Могарыч — зла, так Во-ланд воплощает собой высшую справедливость.
М.А. Булгаков в изложении для школьников: Мастер и Маргарита. — М.: АСТ, 2005.