Мысль и идея романа Пармская обитель



Пармское герцогство – крохотная деспотия. Стендаль не скрывает издевки, рисуя эту пародию на абсолютную монархию. Здесь властитель желает походить на «короля-солнце» Людовика XIV – и не гнушается сочинением анонимок. Интриги этого двора жалки, соперничество «партий» смешно, самодержец поступает так или иначе чаще всего из побуждений самого последнего разбора. Но ирония иронией, а то, что происходит в Парме, – страшно. Тут доносят, пытают, казнят.

Вместе с тем в Парме нет усложненности «настоящего» абсолютизма. Городок и его округа – малая сцена, где легко просматривается связь поступков с побуждающими к ним вожделениями и где анатомия социального тела обнажена. (Стендаль наблюдает ее глазами умнейшего графа Моска.) Отгороженная от громадного внешнего мира Парма – самодостаточная и легко обозримая клеточка исторического пространства. Будущее столкновение характеров и страстей развернется на открытой для взора площадке.

Источники:

  • Стендаль Пармская обитель: Роман. /Пер. с фр. Н. Немчиновой; Вступит, статья С. Великовского и А. Резникова; Примеч. Б. Реизова.— М.: Худож. лит., 1982.— 414 с. (Классики и современники. Зарубеж. лит-ра)

  • Аннотация: Стендаль (настоящее имя Анри Бейль; 1783—1842) — знаме-нитый французский писатель. «Пармская обитель» — второй после «Красного и черного» роман об эпохе Реставрации. Действие этого остросюжетного произведения* насыщенного сложными перипетия¬ми политической борьбы и резкими поворотами в личных судьбах героев, перенесено-в Италию, столь любимую автором. Книга была высоко оценена Бальзаком, отметившим достоверность и психоло¬гическую глубину характеров; она прочно вошла в золотой фонд мировой реалистической классики.
НазадДалее
К спискуК категорииВ меню