Династии и срок правления встречающиеся Нефритовом павильоне



Су Ши (1036—1101), он же Су Цзы-чжань и Су Дун-по — разносторонне одаренный литератор и государственный деятель, одна из самых ярких фигур эпохи Сун.

Сунь Бинь — полководец эпохи «Воюющих царств», потомок Сунь У. «Бинь» — прозвище, означающее «безногий», так как обе ноги у него были отрублены в результате козней завистника.

Сунь Мин-фу (Сунь Фу, 992—1057) — ученый и государственный деятель, занимался исследованием древних исторических памятников.

Сунь У (VI в. до н. э.) — полководец и теоретик военного искусства, автор знаменитого трактата «Сунь-цзы».

Сунь Цэ (175 — 200) — военачальник периода распада империи Хань, старший брат Сунь Цюаня.

Сунь Цюань (182 —252) — основатель царства У, одного из государств периода Троецарствия.

Сыма Сян-жу (179—118 гг. до н. э.) — видный поэт эпохи Хань. В литературе часто упоминается романтическая история его любви к Чжо Вэнь-цзюнь (см.).

Сыма Цянь (145 — ок. 90 гг. до н. э.) — величайший историк Китая, создатель монументального труда «Ши цзи» («Исторические записки»), охватывающего историю Китая с легендарных времен до начала династии Хань.

Сюань-ван (правил в 82*7—782 гг. до н. э.) — царь Чжоу.

Сюань-du (правил в 73—49 гг. до н. э.) — посмертное имя одного из ханьских императоров.

Сюань-цзун (он же Мин-хуан и Ли Сань-лан, правил в 712— 756 гг.) - танский император. Покровительствовал искусствам и, по преданию, сам выступал на сцене. Увлекшись красавицей Ян-гуйфэй, бросил государственные дела, что вызвало военный мятеж. Вынужден был бежать из столицы и отречься от трона. Сюань-юань — прозвание Хуан-ди (см.).

Сюэ Тао — знаменитая гетера Танской эпохи, одаренная поэтесса. С ее именем связано появление особого сорта тонкой бумаги для поздравительных посланий.

Сян-ван (IV в. до н. э.) — царь Чу.

Сян Юй — один из полководцев, выдвинувшихся после падения империи Цинь (конец III в. до н. э.). Провозгласил себя «властелином Западного Чу», боролся за власть над всем Китаем с Лю Баном (см. Гао-цзу), но был разбит и покончил с собой.

Сянь Мэнь — даосский кудесник, у которого Цинь Ши-хуан надеялся узнать секрет бессмертия.

Сяо Хао — полководец эпохи Чжоу.

Сяо Цзун — советник чуского царя Сян-вана.

Тай-и — божество Северного полюса.

Тай-сы — добродетельная жена Вэнь-вана, родоначальника династии Чжоу.

Тай-цзу — посмертное имя основателей ряда династий; в их числе и Чжу Юань-чжан, один из предводителей восстания против монголов, основатель династии Мин (правил в 1368—1398 гг.).

Тан-ван (Чэнтан) — создатель государства Шан-Ииь, считался образцовым правителем.

Тао Юань-мин (365 — 427) — великий поэт, автор утопии «Персиковый источник».

Тун-го — сын Су У (см.); его мать была из племени сюнну.

Тянь Жан-цзюй (VI в. до н. э.) — выдающийся полководец древнего царства Ци.

У-ван (XI в. до н. э.) — сын Вэнь-вана, разгромивший войска Шан-Инь, стал первым фактическим правителем государства Чжоу.

У-ди (правил в 140 — 87 гг. до н. э.) — император династии Западная Хань, в период расцвета ее могущества.

У Хо — богатырь эпохи «Воюющих царств», упоминаемый в трактате философа Мэн-цзы.

У Хуай (букв.: «Не знающий забот») — мифический государь древности, при котором царил «золотой век».

У Цзы-сюй (VI —V вв. до н. э.) — государственный деятель, помог царству У победить свое родное царство Чу (ван которого убил отца и брата У Цзы-сюя). Однако позднее царь У перестал слушать его советы и, поверив клевете, казнил У Цзы-сюя.

У Ци (440? — 381 гг. до н. э.) — знаменитый стратег, автор трактата о воинском искусстве («У-цзы»).

У-цюй — дух одной из звезд; по некоторым источникам — покровитель воинского искусства.

Фан Шу (IX—VIII вв. до н. э.) — сановник чжоуского царя Сюань-вана; совершил успешный поход против южных племен.

Фапъ Куай (III —II вв. до н. э.) — верный помощник Гао-цзу, первого ханьского императора.

Фаиь Ли — министр Гоу-щяня, царя Юэ. По его совету царь подослал своему врагу, царю У, красавицу Си Ши (см.). Когда царство У пало, Фань Ли, опасаясь, что теперь он будет лишь мешать Гоу-цзяню, тайком покинул Юэ вместе с Си Ши.

Фу Би (1004—1083) — деятель эпохи Сун, несколько раз был первым министром, вел переговоры с киданями. Уволен в отставку, так как выступал против реформ, проводившихся в то время.

Фу Юэ — мудрый сановник иньского правителя Гао-цзуна (в тексте ошибочно назван Тан-ваном). Долго жил в бедности в горах.

Фэй-цюн — небесная дева, прислужница богини Сиванму.

Хань-ван — титул Лю Бана до того, как он провозгласил себя императором Хань (см. Гао-цзу).

Хань Инь-шу — царедворец при ханьском императоре Сюань-ди.

Хань Синь — ближайший сподвижник ханьского Гао-цзу (см.), победивший его главного соперника Сян Юя и оказавший другие неоценимые услуги. Тем не менее Гао-цзу заподозрил его в изменнических помыслах и предал казни.

Хань Ци (1008—1075) — первый министр при сунском императоре Жэнь-цзуне, совершил опустошительный поход против тангут-ского государства Си Ся.

Хань Шоу (III в.) — молодой красавец, тайно проникший к дочери министра, которую отец вынужден был отдать ему в жены.

Хо Гуан (II — I вв. до н. э.) — приближенный ханьского императора У-ди и фактический правитель при трех его преемниках.

Хо Цюй-бин — старший брат предыдущего, прославился в битвах с сюнну.

Хоу-цзи («Государь-Просо») — мифический первопредок племени Чжоу, ведал земледелием во времена Шуня.

Хоу-чжу («Последний властитель») — прозвание ряда императоров, вместе с которыми закончились их династии. В литературе чаще всего упоминается «последний правитель» эфемерной южно-китайской династии Чэнь (правил в 583 — 589 гг.). Увлекаясь вином, развлечениями и женщинами, довел государственные дела до полного упадка; земли Чэнь были присоединены к империи Суй.

Хуай-ван — царь Чу (см.. коммент. к с. 58).

Хуан Ба (И —I вв. до н. э.) — ханьский сановник, прославившийся своей государственной мудростью и справедливостью.

Хуан-ди («Желтый государь») — один из мифических первопред-ков китайцев, изобрел много полезных вещей, шучмл людей строить дома и повозки, рыть колодцы, шить платье и т. д.

Хуань-гун (VII в. до н. э.) — царь Ци, один из «пяти гегемонов» эпохи Чжоу.

Хун Сянь — девушка-волшебница, героиня одноименной новеллы танского писателя Юань Цзяо (IX в.).

Хэ Чжи-чжан (659— 744) — сановник и- литератор; отличался необузданным нравом и пристрастился к вину, в старости стал даосом.

Хэн-э — см. Чан-э.

Цай Вэнъ-цзи (Цай Янь, 177 — ?) — дочь государственного деятеля и литератора Цай Юна, поэтесса. Попала в плен к южным сюнну и пробыла там двенадцать лет, родив за это время двух детей.

Цао Бит (931 — 999) — сподвижник Чжао Куан-иня, основателя династии Сун. Сочетал ученость и воинский талант, славился гуманностью и справедливостью.

Цао Цао (155 — 220) — государственный деятель, полководец и поэт периода гибели династии Хань, основавший государство Вэй. В литературе и театре изображается коварным тираном.

Цао Цзы-цзянь — второе имя Цао Чжи.

Цао Чжи (192 — 232) — один из сыновей Цао Цао, выдающийся поэт-лирик, автор поэмы «Фея реки Ло».

Цзя (XVI в. до н. э.) — последний правитель периода Ся; его имя стало синонимом жестокости.

Цзи Синь (III в. до н. э.) — верный сподвижник Гао-цзу (см.). Когда Сян Юй окружил войска последнего, Цзи Синь ценой собственной жизни дал Гао-цзу возможность спастись.

Цзи Чан-ж у — советник императора У-ди (см.).

Цзи Чжа — сын царя У в эпоху Чжоу, имевший репутацию мудреца и тонкого ценителя музыки.

Цзин Кэ (III в. до н. э.) — тираноборец, совершивший неудачную попытку убить Цинь Ши-хуана.

Цзо Сы (250? — 305?) — поэт; незнатное происхождение помешало ему продвинуться по службе, и он стал отшельником.

Цзэн Цань (правильнее — Цзэн Шэнь) — добродетельный ученик Конфуция. Когда по ошибке его обвинили в убийстве, мать долго верила в его невиновность, но потом усомнилась в сыне.

Цзя И (200—168 гг. до н. э.) — литератор; был воспитателем наследника престола, но впал в немилость и умер в ссылке.

Цзя Чун (III в.) — вельможа империи Цзинь.

Цзян-тайгун — см.: Люй Шан.

Цинь Ши-хуан (259—210 гг. до н.э., с 246 г.—царь Цинь, с 222 г. — император) — основатель первой объединявшей весь Китай империи Цинь, реформатор, строитель Великой стены. Правил деспотическими методами, истреблял недовольных ученых, вследствие чего стал олицетворением тирании.

Цюй Юань (между 343 и 278 гг. до н. э.) — великий поэт и государственный деятель царства Чу. Видя, что неумные правители ведут страну к гибели, покончил с собой, бросившись в реку Мило. В народе принято в пятый день пятой луны приносить его духу жертвы на реках и озерах.

Чан-э — олицетворение Луны. См. коммент. к с. 25.

Чжан И (IV в. до н. э.) — знаменитый дипломат, отстаивал интересы царства Цинь. Однако его планы в конечном счете не осуществились, и ему пришлось вернуться в родное царство Вэй.

Чжан Ли-хуа (VI в.) — наложница последнего государя династии Чэнь (см.: Хоу-чжу). Погибла вместе с ним.

Чжан Лян (ум. в 189 г. до н. э.) — полководец и государственный деятель, сподвижник ханьского Гао-цзу.

Чжан Сюнь (VIII в.) — танский военачальник. Окруженный мятежниками в крепости Суйян, он убил свою наложницу, чтобы спасти солдат от голода; однако крепость пала и Чжан Сюнь был убит.

Чжан Сянъ (990—1078) — поэт, известный своей песенной лирикой; до глубокой старости вел разгульный образ жизни.

Чжан Тан — сановник времен ханьского У-ди, отличавшийся жестокостью при разборе судебных дел.

Чжан Фэй (ум. в 221 г.) — сподвижник Лю Бэя, бесстрашный воин, один из главных персонажей эпопеи «Троецарствие».

Чжан Хуэй-минь (XII в.) — литератор, друг Су Ши.

Чжан Цзай (1020—1077) — видный представитель конфуцианской философии эпохи Сун.

Чжан Цзы-фан — второе имя Чжан Ляна.

Чжао-ди — ханьский император, правил в 86—74 гг. до н.э.

Чжао Дэ-лжь (Чжао Лин-чжи) — член сунской императорской фамилии, литератор, был близок к Су Ши, за что и пострадал.

Чжао Летящая ласточка (Чжао Фэй-янь) — наложница, а затем супруга ханьского императора Чэн-ди (правил в 32 —6 гг. до н.э.), славилась умением петь и танцевать (с чем и связано ее прозвище). При воцарении Пин-ди покончила с собой.

Чжао Пу (921 —991) — главный министр при первых двух императорах династии Сун.

Чжао Сян-цзы — сановник в царстве Цзинь (эпоха Чжоу). Главный министр царства, Чжи. Бо, хотел погубить его, но Чжао Сян-цзы сумел одержать верх.

Чжао Цзы-лун (Чжао Юнь, ум. в 229 г.) — полководец царства Шу в период Троецарствия.

Чжо Вэнь-цзюнь (II в. до н. э.) — жена поэта Сыма Сян-жу. О романтической истории любви дочери вельможи и талантливого бедняка, ставшего потом знаменитым, в китайской литературе говорилось бессчетное множество раз.

Чжоу (XI в. до н. э.) — Чжоу Синь, последний правитель династии Шан-Инь, известен своим распутством и жестокостью.

Чжоу-гун (XI в. до н. э.) — брат первого чжоуского царя У-вана и регент при его сыне. Считался образцом государственного мужа.

Чжоу Дунь-и (1017—1073) — основатель сунской философской школы.

Чжоу Юй (175 —210) — полководец периода распада Ханьской империи; служил Сунь Цюаню, основателю царства У.

Чжоу Я-фу (И в, до н. э.) — ханьский военачальник, отличившийся при усмирении мятежа в областях У и Чу.

Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу, IV в. до н. э.) — выдающийся мыслитель, один из столпов даосской философии.

Чжугэ Лян (181 —234) — главный министр Шу в период Троецарствия, образец государственной мудрости, дальновидности и хитроумия, военный стратег и дипломат. Молва приписывала ему сверхъестественные способности.

Чжун Цзы-ци — знаток музыки (см.: Бо-я).

Чжунли Чунь — супруга и мудрая советчица Сюань-вана, царя Ци (период «Воюющих царств»); обладала безобразной внешностью.

Чжу Си (ИЗО—1200) — виднейший сунский философ, глава неоконфуцианства.

Чисун-цзы — святой отшельник древних легенд.

Чэн Бу-ши (II в. до н. э.) — ханьский полководец, сражавшийся с сюнну. Поддерживал строжайшую дисциплину в войсках.

Чэн И (1033—1107) — видный сунский философ, комментатор канонических книг.

Чэн Тан — то же, что Тан-ван (см.).

Чэн Хао (Чэн Мин-дао, 1032—1085) — сунский мыслитель, брат Чэн И. В его взглядах конфуцианство сочеталось с элементами буддизма и даосизма.

Шакьямуни — имя Будды. См. коммент. к с. 25.

Шао-хао — мифический правитель древности, преемник Хуан-ди.

Шао Юн (1011 — 1077) — автор комментариев к древней «Книге перемен» и других философских сочинений.

Ши Куан — прославленный музыкант древности.

Ши-хуан — см.: Цинь Ши-хуан.

Шу-ци — брат Бо-и (см.).

Шуань-чэн — легендарный персонаж из свиты богини Сиванму.

Шунь — один из наиболее почитавшихся конфуцианцами легендарных древних правителей Китая, идеал государственной мудрости и сыновнего благочестия. •

Юань Чжэнь (779—831) — видный поэт, друг Бо Цзюй-и (см.).

Юй — легендарный правитель, усмиривший воды во время потопа.

Юй Бо-я — см.: Бо-я.

Юй Жан — приближенный Чжи Бо, министра царства Цзинь (эпоха Чжоу). Когда Чжи Бо был убит, Юй Жан стал изображать из себя опасно больного, чтобы притупить бдительность обидчиков и отомстить за своего патрона.

Юй Синь (513 — 581) — известный поэт; наиболее сильной стороной его творчества была пейзажная лирика.

Юэ Фэй (1103—1141) — полководец империи Сун; вел победоносную борьбу с чжурчжэнями, однако капитулянтская партия во главе с Цинь Гуем добилась того, что Юэ Фэй был по ложному навету арестован и умерщвлен в темнице; олицетворение мужества и верности долгу.

Юэ-ван — царь Юэ (Восточный Китай). Говоря о «жестоком Юэ-ване», автор скорее всего имеет в виду Гоу-цзяня (см.: Си Ши).

Ямараджа (кит. — Янь-ван) — в буддийской мифологии владыка ада.

Ян-гуйфэй (719—756) — любимая наложница танского императора Сюань-цзуна. Собственное ее имя Ян Сяо-хуань, а гуйфэй — придворный титул. Увлекшись своей наложницей, император забросил государственные дела, что привело к мятежу, во время которого Ян-гуйфэй погибла. История любви Ян-гуйфэй и императора многократно изображалась в литературе.

Ян-ди (580 — 618) — император династии Суй (правил в 604 — 618 гг.). Отличаясь расточительством, довел страну до разорения и был убит.

Ян Тай-чжэнь — даосское имя Ян-гуйфэй (см.).

Янь Цзюнь-пин — знаменитый прорицатель, жил в эпоху Хань.

Янь Чжэнь-цин (708 — 784) — государственный деятель эпохи Тан, искусный каллиграф.

Янь Юань — ученик Конфуция, славился умом и скромностью.

Яо — первый из легендарных совершенномудрых государей, время правления которых конфуцианцы изображали как «золотой век».

Источники:

  • Сон в Нефритовом павильоне: Роман./Пер. с кор. Г. Рачкова; Пер. под редакцией Э. Шус-тера; Предисл. и коммент. В. Сорокина; Стихи в переводе Э. Шустера. М.: Худож. лит., 1982. 768 с.

  • Аннотация: «Сон в Нефритовом павильоне» — одно из крупнейших произведений старинной корейской прозы начала XVII века (имя автора осталось неизвестным), относится к популярному на Дальнем Востоке жанру романов-снов, близких по сюжету древним мифологическим сказаниям и авантюрным повестям позднего средневековья. Публикуется на русском языке впервые.
Назад
К спискуК категорииВ меню