Роман Овод Этель Лилиан Войнич



Активное участие в русском революционном движении, тесные связи с революционными деятелями разных стран, главным образом русскими политическими эмигрантами, близость к идеям русской прогрессивной и революционной литературы — вот что обусловило особенности мировоззрения Э. Л. Войнич того времени, когда она писала свой первый роман «Овод».

Русская литература несомненно сыграла значительную роль в создании романа «Овод». При внимательном чтении можно обнаружить следы влияния творчества Ф. М. Достоевского на роман английской писательницы. Однако при сходности проблематики поздних романов Ф. М. Достоевского и романа «Овод» Э. Л. Войнич все вопросы решает диаметрально противоположно решению этих вопросов у русского писателя. Английская писательница решительно отвергает провозглашенную Ф. М. Достоевским спасительность обожания, преклонения и яростно восстает против религиозной направленности ума.

При сравнении образов русских революционеров, созданных С. М. Степняком-Кравчинским, и образа Овода мы легко обнаруживаем их глубокое внутреннее сходство. Особенно много черт сходства между героем автобиографического романа Степняка — Андреем Кожуховым и Оводом. Помимо общих черт героя-революционера — страстной преданности своим идеям, любви к народу и отчизне, подчинения личных интересов общему делу, целеустремленности всех поступков, огромного мужества, — Андрея и Овода роднит множество и второстепенных деталей. Для них обоих характерны смена страстной религиозности суровым атеизмом, богатый внутренний мир, любовь к природе, скромность. Особенно важно подчеркнуть общее для них сознание неминуемости собственной гибели, хотя они и уверены в конечном торжестве своих идей.

В высшей степени показательно то, что лучшей характеристикой Овода могут быть следующие вдохновенные слова С. М. Степняка-Кравчинского о русском революционере:

«Среди коленопреклоненной толпы он один высоко держит свою гордую голову, изъязвленную столькими молниями, но не склонявшуюся никогда перед врагом.

Он прекрасен, грозен, неотразимо обаятелен, так как соединяет в себе оба высочайшие типа человеческого величия: мученика и героя.

Он мученик. С того дня, когда в глубине своей души он поклялся освободить родину, он знает, что обрек себя на смерть. Он перекидывается с ней взглядом на своем бурном пути. Бесстрашно он идет ей навстречу, когда нужно, и умеет умереть не дрогнув, но уже не как христианин древнего мира, а как воин, привыкший смотреть смерти прямо в лицо...

...И эта-то всепоглощающая борьба, это величие задачи, эта уверенность в конечной победе дают ему тот холодный, расчетливый энтузиазм, ту почти нечеловеческую энергию, которые поражают мир. Если он родился смельчаком — в этой борьбе он станет героем; если ему не отказано было в энергии — здесь он станет богатырем; если ему выпал на долю твердый характер—здесь он ста-нет железным...»

Закончив роман «Овод» в конце 1895 года (все лето 1895 года Э. Л. Войнич провела в Италии, где работала в архивах и библиотеках Флоренции и Болоньи, бродила с бывшими контрабандистами по горным тропам), писательница долго не могла найти издателя для своей книги. Только в июне 1897 года «Овод» вышел в Нью-Йорке и в сентябре того же года был издан наконец в Лондоне.

В этом романе писательница рисует яркие фигуры революционеров, участников итальянской подпольной организации «Молодая Италия» в 30-е и 40-е годы XIX века. Это было время, когда после разгрома наполеоновской армии вся Италия была разделена на несколько отдельных государств и фактически захвачена австрийскими войсками. Глава католической церкви — римский папа — поддерживал австрийских захватчиков. Под этим двойным гнетом итальянский народ задыхался и бедствовал.

Передовые люди Италии понимали необходимость объединения страны в цельное государство и боролись за национальную независимость против господства австрийцев.

В 1831 году видный итальянский революционер Джузеппе Мадзини (1805—1872), изгнанный из родной страны, основал подпольную революционную организацию — партию «Молодая Италия». В нее входила передовая итальянская интеллигенция — писатели, адвокаты, студенты. Постоянно преследуемая полицией, «Молодая Италия», сыграла, однако, большую роль в борьбе итальянского народа, который только в 1870 году добился объединения страны.

Действие романа «Овод» начинается в 1833 году. В то время в разных областях Италии происходили вооруженные восстания. Австрийская полиция, поддерживаемая местными властями, с неслыханной жестокостью подавляла эти восстания. Особенно обострилась борьба в канун 1848 года, когда революционная волна охватила всю Западную Европу, и Италию в том числе. В 1846 году, устрашенный общественным подъемом, римский папа сделал вид, что идет навстречу народным требованиям, и предпринял ряд либеральных реформ. Во второй и третьей частях романа действие происходит как раз в эти дни.

Э. Л. Войнич показывает противоречия, возникающие внутри самой «Молодой Италии». Герои романа — Овод, Джемма, Мартини — являются наиболее активными членами партии, они прекрасно поняли лицемерный характер папских реформ, разоблачают угнетателей и смело борются с ними, тогда как другие — умеренные — ограничиваются бесплодными разговорами и прошениями.

Однако мы не найдем в романе «Овод» изображения народных выступлений, вооруженных восстаний, которые были столь характерны для этого этапа национально-освободительного движения Италии.

Очевидно, писательница не ставила себе целью создание исторических картин того времени. Ни один из персонажей романа «Овод» не является реальным историческим лицом. Имена исторических лиц — Мадзини, Орсини, Ренци — лишь упоминаются в романе.

Характерно, что ни современники, ни читатели сегодняшнего дня не воспринимают роман «Овод» как историческое произведение. И конечно, не история итальянского национально-освободительного движения середины XIX века, а образ революционера, зовущий к борьбе, — основное содержание романа «Овод».

Э. Л. Войнич сосредоточила внимание на изображении героического характера революционера.

Хотя Овод является главным действующим лицом романа, писательница не излагает историю всей жизни своего героя от первых до последних дней. Первая часть охватывает лишь около одного года в жизни героя, а вторая и третья вместе освещают период его жизни, занявший даже меньше года. Мы видим Овода в наиболее острые моменты его жизни, в часы глубочайших конфликтов, когда его характер проявляется самым ярким образом.

Хотя мы знаем, что Овод принимает непосредственное участие в вооруженных схватках, автор не показывает нам его в роли бойца, участника восстания. Наибольший героизм Овода проявляется на том труднейшем участке борьбы, где геройство как бы лишено своих внешних атрибутов, там, где борец лишен поддержки товарищей и где его единственным оружием является идейность. Автор рисует нам своего героя в поединках с жандармами.

В самом деле, в активной борьбе, в открытом выступлении с оружием в руках герой чувствует поддержку соратников, и в то же время совершенный подвиг находит мгновенный отклик, увлекает последователей; падающий боец видит идущих на смену, видит тех, кто подбирает их знамя и несет его дальше, сохраняя в сердцах благодарную память о погибших. В тюрьме же подвиг остается невидимым — никто из друзей и не узнает о нем, но истинный революционер далее в этих условиях остается верен себе!

Создавая героический образ революционера, утверждая принцип борьбы за свободу как высший гуманистический принцип Э. Л. Войнич одновременно с огромной силой срывает ореол святости с религии и ее служителей. Она разоблачает всю их ложь, ханжество, лицемерие, она утверждает, что религия служит врагам народа.

Все поворотные моменты жизни ее героя связаны с религией.

Молодой и наивный Артур Бертон, студент философии, решает посвятить свою жизнь борьбе за освобождение Италии от чужеземных захватчиков (то, что он англичанин, нимало не останавливает его). Девизом тайной революционной партии «Молодая Италия», в которую он вступил, были слова: «Во имя бога и народа, ныне и во веки веков!» Артур следует этому девизу. Конечно, думает он, бог поможет народу. Христос ведь отдал жизнь за спасение народа. Однако при первом же столкновении с действительностью эти иллюзии разрушаются. Артур понял, что религия — ложь, что она помогает угнетателям. Отныне он, Артур, — враг церкви, враг религии, враг религиозного мышления, требующего от человека слепого преклонения. И во имя народа он борется против бога, провозглашая активную волю человека-борца как единственное средство спасения.

Он борется с религией всеми способами — пером и мечом. Он уже не робкий Артур, а беспощадный, сильный, мужественный Феличе Риварес, принявший прозвище Овод. Он высмеивает церковь в уничтожающих памфлетах, он участвует в народных восстаниях. Он отказывается от каких бы то ни было сделок с церковью даже если это может спасти ему жизнь. Перед тягчайшими испытаниями он остается верен своим убеждениям. Грозный огонь борьбы закалил его волю.

С большим мастерством Э. Л. Войнич создает величественный образ героя-революционера, и противопоставляет его образу Христа, которого в течение почти двух тысячелетий церковники провозглашали спасителем человечества, наивысшим символом кротости и покорности.

Писательница утверждает, что не смирением и покорностью обретет человечество свободу и счастье, а завоюет их в борьбе.

Э. Л. Войнич бросает вызов учению церковников о бессмертии Христа и воспевает бессмертие революционера, борца за свободу, который вечно живет в делах своих преемников, в своем великом подвиге.

С огромной силой и мастерством Э. Л. Войнич показывает, что Овод продолжает побеждать и после своей смерти. Его идейный противник — кардинал Монтаиелли отрекается от веры. Друзья Овода получают его письмо, написанное перед казнью, уже после его смерти. Оно звучит как боевой гимн. Оно пронизано воинствующим оптимизмом, уверенностью в победе, призывом к борьбе. Так — после смерти — звучит голос Овода, образ Овода ведет вперед. Он жив!

Э. Л. Войнич глубоко верно уловила и сумела передать в образах своего романа растущие силы революции, сумела показать обреченность, неизбежность гибели сил реакции.

Особенно ярки образы революционеров — Овода и его соратников. Э. Л. Войнич показывает различие их взглядов, характеров, противопоставляет подлинных революционеров красноречивым болтунам. Писательница сумела передать высокий дух товарищества, характерный для борцов за свободу, их личную скромность, нежную суровость в отношениях друг к другу, их высокую идейность, целеустремленность и принципиальность, их готовность отдать жизнь за народ.

Овод — человек сильных и цельных чувств. Именно потому, что он так сильно любит Монтанелли, своего отца, он не может простить ему обман, не может примириться с ним. Именно потому, что он так сильно любит Джемму, он не может простить ее пощечину. Дело не в самом оскорблении, дело в том, что она усомнилась в его честности, в его мужестве, в его верности своим убеждениям, а этого он не может простить никому.

Э. Л. Войнич глубоко и многосторонне раскрывает образ Овода. Он остроумен, у него злой, насмешливый язык, он не расстается с шуткой. Но как по-разному в различных условиях применяет он это грозное оружие! Его насмешки поражают врагов, раздражают либералов и придают силы и бодрость друзьям. Враги его ненавидят, либералы на него сердятся, простой народ его обожает.

Писательница особенно подчеркивает любовь Овода к жизни. Он любит природу — животных, деревья, цветы. Он горячо любит детей. Горе и тяжкие испытания сделали его суровым, закалили его волю, но не сделали его черствым.

Овод страстно любит жизнь, дорожит ею, ценит ее, но, несмотря на это, он идет на смерть, ибо идеи для него дороже жизни, а уверенность в конечном торжестве его идей придает ему силы.

Полно глубокого смысла и самое прозвище Артура, которое стало его именем и является названием романа — «Овод». Э. Л. Войнич имеет в виду историю знаменитого греческого мудреца Сократа. Властители Афин приговорили его к смертной казни за то, что он обличал их пороки. Защищаясь на суде против несправедливого приговора, Сократ сравнивает себя с оводом, который надоедает неторопливому коню, побуждая его действовать. Приговоренный к смерти, Сократ мог бы спастись, если бы пошел на сделку с совестью, отрекся бы от своих убеждений, но он предпочел смерть. Наделяя своего героя прозвищем Овод, писательница напоминает нам о Сократе, подчеркивая тем самым его качество — верность своим убеждениям.

Войнич показала Овода живым человеком, со слабостями и странностями, с богатым внутренним миром, со множеством недостатков, но сумела оттенить главное в нем — цельность, мужество, несгибаемую волю, непоколебимую верность своим убеждениям, острый ум, преданность друзьям, страстную любовь к народу.

Вся жизнь Овода и самая смерть его были посвящены борьбе за освобождение родины. Эта борьба была его единственной и великой страстью. Вся его личная жизнь, все его стремления были посвящены этой великой цели. Несмотря на исключительность его личной судьбы, это типический образ революционера, борца за свободу.

Образ Овода — образ истинного героя, самого прекрасного молодого человека XIX столетия.

Очевидно, что Э. Л. Войнич воплотила в своем герое черты многих борцов за свободу разных стран и народов: Овод является интернациональным типом революционера.

Именно поэтому книга об Оводе стала любимейшей во многих странах: в Польше, Чехославакии, Румынии, Болгарии, Венгрии, ГДР, на Кубе. Но, конечно, подлинную свою родину эта книга нашла у нас.

Роман «Овод» появился в России в ту знаменательную эпоху, когда русский рабочий класс вышел на арену истории и готовился к решительным схваткам с самодержавием.

Книга об Оводе стала одной из любимейших в подпольных кружках, среди передовой молодежи всей России.

Для молодых революционеров Овод стал любимым героем, примером, образцом. Они находили в нем свои черты и в себе находили

черты Овода. Это ощущение близости, родства с ним, это воплощение самых смелых мечтаний о подвиге, самого горячего желания самопожертвования в образе обаятельного юноши, в образе живого человека, которому ничто человеческое не было чуждо, который страдал, знал минуты слабости, у кого были самые обыкновенные человеческие недостатки и который, несмотря на это, был подлинным героем, — эти свойства Овода и являются причиной беспримерной судьбы книги Э. Л. Войнич в нашей стране.

Среди прекрасных творений, созданных человечеством, среди книг, образы которых воодушевляют нас передовыми идеями, зовут на борьбу за свободу, есть несколько особенно вдохновенных произведений. Они обладают огромной взрывчатой силой непосредственного воздействия. Они ведут в бой, они учат бороться, не щадя собственной жизни. Это — иги-бойцы, книги-полководцы. Авторы этих книг сами были борцами, и книги их были тоже оружием битве. Это прежде всего роман «Что делать?», написанный великим русским революционным демократом Н. Г. Чернышевским, роман «Спартак» гарибальдийца Р. Джованьоли, «Андрей Кожухов» землевольца С. М. Степняка-Кравчинского, «Как закалялась сталь» героя гражданской войны Н. Островского.

«Овод» по праву принадлежит к этим замечательным книгам. Эта книга увлекала молодежь, выражаясь словами В. Г. Белинского, «примером высоких действий» молодого героя книги. Ее читали и перечитывали, над нею рыдали ночами, сжав кулаки, а утром выходили в жизнь с сухими глазами и горящими сердцами, готовые к бою и к смерти за счастье и свободу родного народа. Узникам она придавала мужество, слабых она делала сильными, сильных превращала в богатырей.

Роман «Овод» высоко ценили и распространяли среди передовой молодежи видные деятели нашей партии в эпоху борьбы с самодержавием: Г. М. Кржижановский, М. И. Калинин, Я. М. Свердлов, Е. Д. Стасова, И. В. Бабушкин и другие.

Эту книгу любили М. Горький и П. А. Заломов, послуживший Горькому прототипом героя романа «Мать». Увлекались «Оводом» В. Маяковский, А. А. Фадеев, Николай Островский.

После Октябрьской революции популярность «Овода» у нас стала поистине огромной. Роман не только читали. В городах, деревнях, воинских частях — всюду в театрах и клубах ставили спектакли по сюжету «Овода». Создавались кинофильмы, оперы. Роман стали переводить на языки народов СССР. Всего за годы Советской власти роман «Овод» был издан у нас 155 раз общим тиражом свыше 9 миллионов экземпляров, на 24 языках народов СССР и на английском.

Роман «Овод» читали и перечитывали молодогвардейцы, Зоя Космодемьянская, Алексей Маресьев, космонавты. Эту книгу любят молодые и старые.

Мы долгие годы ничего не знали об авторе «Овода», а сама Войнич ничего не знала о своей популярности в СССР. С огромным волнением встретилась в 1955 году престарелая писательница с советскими журналистами. С огромным волнением мы узнали об этой встрече. Э. Л. Войнич стала писать нам, рассказывала о своей жизни, присылала свои книги — ведь кроме «Овода», она написала еще четыре интереснейших романа.

В ту пору писательнице был уже 91 год. На закате дней узнала она о своей славе. О любви миллионов людей. В 1960 году она скончалась. А во всем мире, на всевозможных языках выходят новые и новые издания романа «Овод», и новые и новые поколения отдают свою любовь герою-революционеру, учатся у него мужеству и верности своим идеям.

Среди самых дорогих реликвий хранится у меня маленький перочинный ножичек с перламутровым черенком, присланный мне автором «Овода».

Евгения Таратута

Источники:

  • Войнич Э. Л. Овод.: Роман./ Пер. с англ. Н. А. Волжиной, послесл. Е. А. Таратута.— Мн.: Нар. асвета, 1978. —287 с.

  • Аннотация: Есть книги, которые входят в жизнь человека, становятся частичкой его душевного мира. Такая счастливая судьба у романа Э. Войнич «Овод». Он никогда не станет просто историей литературы, он всегда будет современен. Жизненный путь героя этого романа наполнен поисками своего места в жизни, стремлением понять, философски осмыслить окружающее, стремлением к добру и справедливости. Тонкий и изящный, искренне любящий н легко ранимый, Артур-Овод встает перед читателем символом мужества и преданности своим идеалам, символом борьбы. Свобода и независимость Италии, душевная свобода человека от рабства церковников являются жизненными идеалами, борьбе за утверждение которых Овод отдает свою жизнь. Жизнь, которую он так любил...
Назад
К спискуК категорииВ меню