Искусство начала XVIII ( 18 ) века



В искусстве в ту пору наблюдается тот же процесс дальнейшего отхода от пронизанной церковностью старины, что и в области просвещения и культуры. В архитектуре этот процесс нагляднее всего проявляется в строительстве новой столицы государства — Петербурга. Петербург строится по строго определённому плану в чисто светском стиле.

В живописи ведущая роль принадлежит портрету. Портретная живопись, в соответствии с требованиями эпохи к «живому подобию» и «натуральному», характеризуется стремлением к правдивости. Особенно ярко это проявляется в портретах лучшего живописца эпохи И Никитина. Созданные им портреты (Пётр I и др.) отличаются большой жизненностью, выразительностью.

Была сделана попытка создать уже не придворный, как было при Алексее Михайловиче, а общедоступный театр, посещать который могли^ бы и широкие слои населения. Пётр I смотрел на театр как на наиболее действенное средство пропаганды новых идей и преобразований русской жизни. Поэтому он требовал, чтобы пьесы были тесно связаны с современностью, чтобы они разъясняли зрителям смысл событий и политику правительства. Но театр, возглавлявшийся немцами, не мог выполнять эти требования; он просуществовал недолго.

То, чего безуспешно искало правительство в публичном театре, отчасти выполняли школьные театры, В Москве на сцене театра Славяно-греко-латинской академии Пётр увидел и пьесу о взятии Орешка (Шлиссельбурга), и пьесу о покорении Ижорской земли, и пьесу о Полтавской битве — «Божие уничижителей гордых уничижение» — и другие. Такие школьные театры возникали и в других городах: Ростове, Твери, Новгороде, Астрахани, Иркутске.

Интерес к театральным зрелищам привёл к образованию любительских театров при царском дворе, несколько позднее и у аристократии.

Репертуар театров состоял из оригинальных и переводных пьес. При постановке их для развлечения публики ставились (или в промежутках между действиями, или после серьёзной пьесы) так называемые интермедии. Они представляли собой окрашенные юмором и сатирой сценки и картинки из жизни, В этом н заключалась их большая ценность они выводили на сцену театра взятые из жизни типы — плутоватого цыгана, шарлатана-доктора из немцев, взяточника-судью, защитника старины, негодующего или обороняющегося от вводимых в области быта реформ.

НазадДалее
К спискуК категорииВ меню