Осенью 1828 года Лермонтов был принят в 6 класс Московского университетского благородного пансиона. Это было одно из лучших учебных заведений того времени. Здесь в своё время учились Фонвизин, Жуковский, Грибоедов. Среди преподавателей были профессора университета, поощрялись занятия литературой, существовало литературное общество, издавались рукописные журналы.
В годы учения в пансионе Лермонтов много читал, особенно увлекался Пушкиным; тогда же он начал и сам писать стихи.
Занятия в пансионе обогатили юношу умственно, расширили кругозор поэта в области науки, литературы, искусства; содействовали быстрому созреванию в нём поэтического таланта; укрепляли его свободолюбивые настроения. Среди воспитанников пансиона ходили по рукам вольнолюбивые стихотворения Пушкина, стихи поэтов-декабристов. Идеи декабристов находили живой отклик у Лермонтова: в его ранних стихах звучат вольнолюбивые мотивы и резкая критика общественного строя России, где «стонет человек от рабства и цепей» («Жалоба турка», 1829).
Учился Лермонтов прекрасно, но закончить пансион ему не удалось. В марте 1830 года, когда Лермонтову оставалось всего несколько месяцев до окончания, пансион посетил Николай I. Перед этим начальник жандармов Бенкендорф докладывал ему, что среди молодых людей, воспитанных в Царскосельском лицее и в Московском благородном пансионе, многие мечтают о революции и о конституционном правлении в России. Царь остался недоволен «вольным поведением» воспитанников и приказал преобразовать пансион в гимназию. Уничтожались преимущества, которыми пользовались учащиеся, вводились розги. Лермонтов в знак протеста против такой реформы в середине апреля подал прошение об увольнении.
В августе 1830 года Лермонтов поступил в Московский университет на нравственно-политическое отделение. Но в середине сентября занятия в университете были прерваны. До Москвы дошла эпидемия холеры, учебные заведения были закрыты. Хотя занятия и возобновились в январе 1831 года, но учебный год не был засчитан, и все студенты были оставлены на прежних курсах. В новом учебном году Лермонтов начал заниматься на словесном отделении. Лекции не удовлетворяли его. Недостатки университетского преподавания он восполнял чтением, самообразованием. Развивали Лермонтова и те споры, которые велись в студенческой среде, где, по словам Герцена, широко распространялись тетрадки запрещённых стихов и запрещённые книги. Лермонтов принимал участие в студенческих протестах против реакционных профессоров университета.
За годы учения в пансионе и в университете (1828—1832) Лермонтов написал около 300 стихотворений, 16 поэм, 3 драмы. Несмотря на то что среди этих произведений, особенно среди стихотворений, было немало подлинно художественных созданий («Нет, я не Байрон», «Желание», «Зачем я не птица», «1831-го июня 11 дня» и др.), Лермонтов не напечатал ни одного из них. «Взыскательный художник», он смотрел на первые свои опыты как на ученические.
Лермонтов любил театр, увлекался пьесами Шиллера и Шекспира, игрой выдающегося актёра Мочалова.
Раннее творчество Лермонтова складывалось под влиянием общественно-политической жизни конца 20-х и начала 30-х годов. Оно исполнено протеста свободолюбивого поэта против реакции, воцарившейся в стране. В своей лирике Лермонтов, развивая идеи декабристов, призывает к борьбе, к действию: «Так жизнь скучна, когда боренья нет». Он восклицает: «Не могу на родине томиться, прочь отсель, туда, в кровавый бой». Поэт приветствует французскую революцию 1830 года. В своих ранних поэмах он с глубокой симпатией рисует свободолюбивых, сильных и смелых людей. В драмах его звучит гневный протест против угнетения людей.
В 1831 году умер отец Лермонтова. Вызванные смертью отца мысли и настроения поэт высказывает в стихотворении:
Ужасная судьба отца и сына Жить розно и в разлуке умереть...