Я часто думаю над тем, как случилось, что всё так случилось? Чем предпочтительно трактовать столь неожиданную, я бы даже сказал, нелепую развязку: шуткой шутника случая или же чьей-то коварной проделкой? Не скрою, мне милее первый вариант. Его я и придерживаюсь, окунаясь в воспоминания. Всему причина – непредвиденное стечение обстоятельств. Именно стечение и именно непредвиденное. А ведь всё складывалось так удачно. К своим сорока пяти годам, я добился многим больше многих, не менее талантливых, более трудолюбивых. Они заслужили права вкусить ласки фортуны, но она, отчего-то импонировала мне. Судите сами: карьерный рост – скороспелый и прогрессирующий, в своей сфере, я никем не превзойдён и пользуюсь немалым авторитетом. Меня ставят в пример, более того, мне подражают, и я горжусь этим. А почему бы и нет. Есть, конечно, и те, кто недолюбливает меня, наговаривает. А у кого их нет? Завидуют, вот и злословят. Но я спокойно отношусь к этому, не накапливаю негатива. Если тебе не завидуют, значит, нечему. Не так ли? Главное, моя совесть спокойна. Я им подножек не ставил, идеи не перехватывал. Мне вспомнилось, есть такое выражение: «Моя совесть чиста. Я ею не пользуюсь». Ну вот. Шутка.
Тот день, как полагалось, должен был стать днём ещё одного моего триумфа. В целом, всё так и произошло.
Была пятница. Выходные я планировал провести за компьютером, но, не погружаясь в дела, а так, для души. Но это потом. Сейчас главное – дело, а именно, открытие центра, под громким названием: «Вперёд, к безоблачному будущему!». Чем именно будет заниматься центр, пока не рассматривалось. Да и зачем. Главное – «добро» - его мы получили. А чем и как заниматься, это лишь вопрос времени.
Как полагается, было подготовлено увеселительное мероприятие. По такому случаю, были приглашены небезызвестные танцевальные группы, исполнители молодёжной музыки. И мы со студентами кое-что подготовили. В частности, постановку пьесы Грибоедова «Горе от ума», правда, в весьма необычной интерпретации. Роль Чацкого исполняла девушка. Поначалу, это была вынужденная мера. Никто из парней просто не сумел заучить слова. Когда же всё было готово, мне это показалось даже забавным. Но начаться всё должно было с меня, точнее, с моей вступительной речи.
Я долго готовился. Ведь это мой центр, то есть, я являюсь его руководителем и несу на себе всю ответственность. Если что не так, на кого все шишки?
И вот, к точно назначенному времени, не заставляя никого ждать, я появился в дверях центра и прямиком направился к кафедре, которую установили напротив памятника выдающемуся писателю. Нет, не Грибоедову, другому. Гордый и одухотворённый, я взошёл на кафедру, повернулся вполоборота к памятнику и, незаметно, подмигнул ему. Затем, я громко, в микрофон, поприветствовал всех собравшихся, вынул из внутреннего кармана пиджака листы со вступительной речью, и разложил их перед собой. Ненавижу, когда читают с листка то, что предварительно было кем-то другим написано. Я всегда пишу сам, и заучиваю написанное. А это, так, вроде шпаргалки. Речь моя, без ложной скромности, была блестящей.
Дорогие собравшиеся. Ещё раз от души хочу поприветствовать всех вас и поблагодарить. Спасибо, что нашли время и почтили нас своим присутствием.
Сегодняшняя моя речь будет посвящена будущему, и это не случайно. Центр, по поводу открытия которого мы все здесь собрались, создан, дабы служить и помогать нашим детям. А дети – это и есть наше будущее. Наша задача помогать им во всех начинаниях, быть опорой, поддержкой, плечом, на которое всегда можно опереться.
Возвращаясь к разговору о будущем, хочу спросить: какое оно это будущее? Дружелюбно-улыбающееся, дожидающееся нас с распростёртыми объятиями, или же злобное и коварное, с искажённым лицом, ведущее к пропасти и, как результат, к вымиранию? Как распознать его, как предугадать? А может тут не гадать, а действовать надо? Не думаю, что совершу открытие, если скажу, что своё «завтра» следует строить уже сегодня, в эту минуту, если хотите, в этот миг. Иначе, многое уже будет поздно. Именно от избранной нами позиции зависит, в каком здании мы окажемся в скором будущем.
Безразличие, корысть и алчность, излишнее самомнение и самолюбие, потеря принципов… Можно продолжать и продолжать. Не думаю, что это перечень позитива для строительства будущего. Следует не забывать, что оно, как и любое другое здание, должно иметь основательный, прочный фундамент, иначе малейшее сотрясение, небольшой толчок и, от конструкции одни только руины. «Как быть?»,- спросите вы. А я отвечу: « Действовать!». А именно, отсеивать, может даже выбивать, при необходимости, всё лишнее, неблагоприятное, весь ненужный хлам. Нужно стараться сеять добро, заботиться, чтобы оно плодоносило. Ну и, конечно, больше честности и порядочности. И начинать нужно не с соседа и даже не с брата. Начинать нужно с себя. Отсканируйте свой мозг и своё сердце. Выясните, что с ними не так и попытайтесь как можно скорее избавиться от нежелательного багажа. Что отрицать, это сложно и, нередко, болезненно. Но только так можно надеяться на что-то хорошее. Исследовав себя, по мере возможности искоренив в себе изъяны, обратите внимание на своих детей. Какие они? Каждый, ну, или почти каждый родитель, ради спасения своего ребёнка, не задумываясь, отдаст свою жизнь. И при этом, каждый заявляет, что его сын или дочь лучше всех. Но, если все такие хорошие, тогда откуда вокруг столько субъектов, лишённых человечности, милосердия, элементарного воспитания? Ведь не с неба же они градом посыпались. Это мы, мы их родили, воспитали, и, если в них нет положительных качеств, значит, мы их в них не вложили, с нас и спрос. Я, отнюдь, не собираюсь засорять ваши головы необоснованными обвинениями. Всё, о чём я здесь говорю, легко доказать. Хотите примеров? Пожалуйста.
Протискивая всеми «можно» и «нельзя» своих детей в университеты, институты и другие учебные заведения, мы, своими руками обрекаем своих же внуков на безрадостную, зачастую небезопасную жизнь. Зачем, я вас спрашиваю. Зачем? Если ваше чадо не желает обучаться в той или иной сфере, значит, это не его. Оставьте право выбора за ним. Пусть он занимается тем, что ему ближе. Не всем же быть учителями, медиками, юристами и экономистами. Кто-то должен строить дома и водить поезда. Главное, чтобы каждый был на своём месте, делал свою работу добросовестно и с любовью. В противном случае, в скором будущем, больному резоннее будет обращаться в похоронное бюро, нежели к врачам.
То же обстоит и с учителями. В их руках души детей. Они как пластилин, и от того, что из него слепишь, зависит очень многое. Только представьте, какими вырастут наши внуки в руках некомпетентных преподавателей.
Вот видите, я затронул всего лишь две сферы жизни, и представшая картина будущего заставляет содрогнуться. Если в доказательствах копнуть глубже, будет ещё страшнее. Если мы все, вместе, не остановимся, не образумимся, холст будущего станет одним общим серым пятном.
Не секрет, что сегодня можно встретить преподавателя, который за определённую сумму, нередко баснословных размеров, идёт на сделку с собственной совестью. В результате, в руках состоятельных неучей, диплом становится чем-то вроде аксессуара, а те, кто по праву заслуживают его – остаются ни с чем. Если так пойдёт и дальше, очень скоро вокруг не останется ни одного специалиста. И пускай сегодня студенты обвиняют преподавателей в алчности, а те в свою очередь, возлагают вину за всё на студентов, на отсутствие знаний. Чаша весов постоянно колеблется то в одну, то в другую стороны. А страдают, в результате, и те, и другие, и третьи.
Так может, всё-таки пришло время всерьёз задуматься? Ведь, наверняка, ни один из нас не желает своим внукам такого будущего.
Вот такой, обоснованной, возможно, немного пафосной, была моя речь. Однако эффект оказался не таким, какого я ожидал. Ни оваций, ни криков «браво». Я понимаю, что это не концерт и не театральное представление, но всё же. Два-три ленивых хлопка и тишина. Обескураженный и страшно взволнованный, я свернул листы со злосчастной речью и уже приготовился спрятать их в карман, подальше, чтобы никогда больше не видеть, как вдруг, откуда-то, совсем рядом, громом прогремела реплика: « Начни с себя». И эти два слова сразили меня наповал. Вот он, клич божий. В этот самый миг, в сердце что-то страшно кольнуло, тело, будто налилось кипятком, я пошатнулся и упал лицом на кафедру. Может от тяжести, а может под воздействием всего происходящего, та треснула и развалилась. Я со всей тяжестью рухнул вниз. И всё. Этого оказалось достаточно, для того, чтобы мой корабль жизни, издав прощальный гудок, отчалил навсегда.
Когда я упал, подбежали мои студенты и перевернули меня на спину. Я увидел возвышающийся надо мной памятник, Памятник – исполин. Он пронзил меня своим взглядом, и я почувствовал, как затихает моё сердце. Это и осталось со мной, как последнее впечатление о жизни.