Добавь приложение вконтакте Я поэт 24 часа

Зарабатывай на материалах по школьной литературе


Моё прочтение романа Булгакова "Мастер и Маргарита"
Сочинение

<
Дата: 2011-02-02 21:55 Просмотров 9747
Рейтинг произведения 0,00
Одобряю Не одобряю



«Ма?стер и Маргари?та» —
роман многожанровый. Он содержит в себе элементы таких жанров, как: сатира,
фарс, фантастика, мистика, мелодрама, философская притча. Роман был написан
Булгаковым в 1929—1940 года, но произведение было опубликовано только в 1966 году,
через 26 лет после смерти самого автора. В школьную же программу он был включен
только в 80е – 90е года XX века. Я считаю большой удачей, что мы можем изучать
«Мастера и Маргариту» в школе.


Впервые я прочитала этот
роман еще в пятом классе и в последствие не однократно перечитывала. Он до сих
пор остаётся одной из моих самых любимых книг.


Я думаю, что главной
идеей этого романа является поиск истины. В первой же главе начитанный,
образованный материалист Берлиоз втолковывает невежественному стихотворцу Ивану
Бездомному свои атеистические суждения о евангелии. В тот же момент появляется
загадочный иностранный профессор Воланд и высказывает своё совершенно противоположное
мнение о том, что Бог существует, и это не требует никаких доказательств. Но
скептически настроенный Берлиоз склонен доверять лишь научным истинам, и одну
из них Воланд с готовностью ему предъявляет. Жуткое и, казалось бы, совершенно фантастичное
предсказание Воланда немедленно сбывается на глазах изумленного Ивана. Поэт
опрометью бросается к «Грибоедову», чтобы поведать об открывшихся ему истинах и
потребовать послать мотоциклистов с револьверами на поимку зловещего
профессора. Затем, попав в сумасшедший дом, он выслушивает сначала лекцию о
медицинских истинах от главного врача клиники профессора Стравинского, а позже
— продолжение рассказа о евангельских истинах от Мастера.


Об истине говорят Понтий
Пилат, Иешуа Га-Ноцри, Левий Матфей, Каиафа, а по-своему даже Иуда. Истину
пытаются узнать даже конферансье Жорж Бенгальский, и председатель акустической
комиссии товарищ Семплеяров. В ответ оба получают такие «разъяснения», которых
никак не ждали. Вопросов и ответом об истине в романе так много, что я подумала
о том, что именно в этом и заключается главная идея произведения Булгакова.


Возможно причина
неувядающего интереса, который вызывает у читателей это произведение Булгакова
на протяжении уже нескольких десятков лет, кроется именно в том, что в романе таятся
размышления над самыми глубокими тайнами человеческого бытия.


Что же есть истина?


Филосовский
энциклопедический словарь даёт такое определение: «Истина – это адекватное
отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть
вне и независимо от сознания». Наверное, именно такое определение мог бы
привести Берлиоз в своих лекциях, которые читал в Литературном институте или
где-нибудь еще.


Но есть и другое
понимание истины, не менее авторитетное, но гораздо более близкое моему
пониманию. Русский философ Бердяев говорит:
«Истина — духовна, она в духе и есть победа духа над бездуховной
объективностью мира — мира вещей. Истина есть пробуждение духа в человеке,
приобщение к духу».


А Христос в евангелии от
Иоанна сказал: «Я есмь путь, истина и жизнь».


Я читала роман «Мастер и
Маргарита» не один раз. Когда я читала его впервые, самое большое впечатление
на меня произвели страницы, где описывались похождения свиты Воланда в Москве.
Это было настолько весело, обаятельно, что я хохотала до упаду читая, как
девушки и женщины в одних панталонах визжа бежали из Варьете, как кот Бегемот
«так залихватски тяпнул вторую стопку спирта, что все зааплодировали». А фраза
«Сижу, никого не трогаю, починяю примус» давно бытует в нашей семье.


Когда позже я
перечитывала роман, место моей любимой героини заняла Маргарита. Затаив дыхание
я читала и видела её ночной полёт на метле, азартно сопереживала, когда она
громила квартиру Латунского… В то же время меня стали привлекать мистические
события на балу у Воланда, полуистлевшие трупы, выпрыгивающие из камина,
фонтаны, извергающие коньяк и шампанское.


Теперь же, когда я
перечитывала «Мастера и Маргариту» к уроку, я читала произведение совершенно
по-другому. Линия Мастера и Маргариты как таковая перестала представлять для
меня интерес. Мне все еще интересно читать главы про шуточки чертовой свиты, но
я открыла для себя что-то новое в романе. Это «что-то» – роман самого Мастера.
Я будто впервые читала эти главы, потому как раньше легкомысленно пролистывала
их. Мастер будто вводит читателя в контекст исторических событий. Ершалаим I века нашей эры описан так сочно и живо, что начинаешь видеть
происходящие там события будто кинофильм. Меня восхищает тот язык, которым
пишет Мастер у Булгакова. Язык этот звучит как ритмическая проза. «В белом
плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром
четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя
крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Читая эти
строки будто слышишь уверенные ритмичные шаги, видишь пафосно развивающийся
плащ, чувствуешь все величие этого человека.


Это напоминает мне
ритмическую прозу Голосовкера:


« Лежал тогда край неба у
края земли на каменных хребтах берега и скатом падал в Красные моря. Омывали
небоскат морские волны, и тот, кто выплыл в открытое море, видел всегда
впереди, как моют небоскат волны моря. И хочет Атлант доплыть до него, до этого
небесного ската, – плывет, плывет, но не может: все впереди тот небесный скат».


Сегодня, наиболее
привлекательными и загадочными для меня образами являются Пилат и Иешуа. Я
думаю, что еще далеко не все понимаю в глубине их конфликта. Когда я читаю
эпизод их первой встречи, мне вспоминается картина Николая Ге «Что есть
истина?». В этой картине очень четко
обозначены свет и тень. В лучах солнечного света, на фоне золотой стены стоит
Иисус, а перед ним в обрамлении тени стоит Пилат. Зритель видит спину Пилата и
измученное, с всклокоченными волосами лицо Христа. А композиционным центром
картины является рука прокуратора, направленная к собеседнику с вопросом «Что
есть истина»?


А еще, мне хочется
соотнести Иешуа с Иисусом, булгаковского Пилата с его историческим прототипом.
Ведь в евангелиях их образы тоже даны в авторской трактовке Луки, Марка,
Матфея, Иоанна… А хочется добраться до истины, «до сущности протекших дней, до
их причины, до оснований, до корней, до сердцевины».


Этот роман помог мне
сформулировать такое понимание истины:


В романе Иешуа выглядит
как нищий полуюродивый бродяжка, но все же на нем лежит отсвет Богочеловека
Иисуса Христа. Ведь человек создан по образу и подобию Божиему. В притчах
сказано «что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты
посещаешь его? Не много Ты умалил его перед ангелами; славою и честью увенчал
его; Поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его». Если
Христос — Истина, то его бытовое отображение Иешуа — стремление к истине,
вечный поиск истины.


Может быть пройдет время,
и снова перечитывая роман я буду думать иначе. В том то и прелесть великих
литературных творений, что они задают вечные вопросы, на которые всю жизнь
будешь искать ответы и находить каждый раз новые.



ПРОЧИТАЛ? - ОСТАВЬ КОММЕНТАРИИ! - (0)
Отправить жалобу администрации

> 1 <

Пока комментариев нет

> 1 <

Комментарий:

CAPTCHA

10 Рейтинговых стихов
ТОП Рейтинговых стихов
Комментарии: (0)


Rambler's Top100