Главная тема романа «Петр Первый» образ России



Уже на первых страницах романа возникает образ России. Чувством национальной гордости проникнуты слова автора о полноводных реках, о мощи беспредельных лесов, о «черной, родящей» земле, об уральской руде, лучше которой «быть невозможно и во всем мире не бывало». И вместе с тем писатель с болью отмечает, что все природные богатства России, на которые с завистью поглядывают иностранцы, остаются неиспользованными.

Обращаем внимание на экспозицию романа, представляющую собой широкую картину жизни всех сословий допетровской Руси. Используя высказывания крестьян Ивана Бровкина и Цыгана, дворян Волкова и Тыртова, рассуждения купечества (глава I, под-главки 2, 3, 10), наконец, очень важное авторское отступление, с которого начинается вторая глава романа, Читатель показывает, как подчеркивается писателем мысль об исторической необходимости коренных преобразований в жизни страны. Чувства и мысли людей всех сословий выражены в одной фразе; в ней и боль, и досада, и нетерпение: «Что за Россия, заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?»

Показав необходимость изменений в жизни страны, Толстой обращается далее к вопросу, который был подсказан самой историей: кто же может стать преобразователем страны? Толстой дает понять, что именно Петр, а не Иван и не Софья или Голицын смог уловить потребности времени и стать тем деятелем, в котором нуждалась Россия.

Глубокая правдивость исторического романа «Петр Первый» в том, что А. Н. Толстой, опираясь на марксистско-ленинское учение о законах развития общества, сумел показать народ движущей силой исторических событий. Не только жизнь и деятельность Петра, но и судьба народа, его тяжелая жизнь, великий созидательный труд и героическая борьба - в центре внимания писателя. Толстому удалось создать живую душу человеческого коллектива, показать народ участником всех важнейших исторических событий.

Острые классовые противоречия, которые проявляются между закабаленным крестьянством и помещиками, между народом в целом и правительством, читатель ощущает уже с первых глав. Читатели, привлекая текст романа, рассказывают, как изображена Толстым крепостническая действительность в конце XVII - начале XVIII века, отмечают, что далеко не весь народ безответно и покорно нес на себе ярмо рабства. Одни выражали свой протест бегством на Дон, на Урал, в Сибирь, другие готовились к открытой борьбе, ждали начала «гили», т. е. восстания. Не случайно так часто на страницах романа встречается имя Степана Разина - и в разговорах и думах крестьян, и в авторской речи. Поэтому так важно в процессе обзора содержания романа обратить внимание нас на массовые сцены, в которых проявляется недовольство народа жизнью, ненависть его к боярству, свободолюбие, народная точка зрения на события, происходящие в стране. Одна из сцен (например, казнь Кульмана или в кабаке на Варварке) читается (с сокращениями) в классе, затем выясняются особенности построения массовых сцен А. Н. Толстым.

Прежде всего отметим, что народ в каждой из сцен изображен II движении, в смене противоположных настроений. Одним из приемов создания образа народа в массовых сценах является «многоголосный диалог», «оркестр голосов», мастерство Толстого-художника проявляется в умении за одной-двумя репликами безымянных героев дать почувствовать читателю живого человека с его мыслями, его судьбой. Чтобы сцена была динамична, выразительна, Толстой почти всегда использует прием контраста, толпа не дается как монолитная масса, в ней писатель всегда выделяет несколько фигур, которые дает более выпукло. В каждой из сцен Толстой намечает и определенный центр, к которому приковывается внимание присутствующих. Таковы основные приемы построения массовых сцен в романе Толстого.

Обратим внимание нас и на отдельных выразителей народного протеста, изображенных в романе. Это Овдоким, пытанный, мученный много, но не утративший веры в возвращение разинского времени, это Федька Умойся Грязью, костяной от злобы (о последнем подробно написано в школьном учебнике).

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкогомятежа (читается ее финал). «Я понимаю эпоху в движении, а не как неподвижный отрывок времени»,- писал А. Н. Толстой. Как удалось Толстому показать динамику жизни, движение эпохи? Этот вопрос следует ставить при обзоре содержания романа. Петровская эпоха показана в ее противоречиях и закономерном развитии, в борьбе нового, передового, со старым, отживающим.

Вторая книга, рассказывающая о том, как «сдвинулась с места» Русь, начинается с изображения «неохотно» пробуждающейся Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга. Эту книгу сам автор считал «более монументальной, более психологичной».

Нововведения Петра разворотили привычное житье, сломали веками установленные порядки. «Старое забилось по углам», но оно продолжало существовать. Князь Буйносов - представитель того консервативного боярства, которое хотя и вынуждено было примириться с петровскими нововведениями, но продолжало относиться к ним враждебно и мечтало старине.

К спискуК категорииВ меню