Историческая песня всегда говорит о действительно живших людях, чем-либо заслуживших известность, прославившихся, а также о реальных событиях. В песнях поется о том, как царь Иван IV завоевал Казань, как женился на черкешенке Марии Темрюковне, как Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения пришли спасать Москву от захватчиков, как Степан Разин бороздил Волгу на своих стругах, как в Полтавском бою солдаты Петра одержали решительную победу над врагом, как Пугачев пригрозил графу Панину, как генералиссимус Александр Суворов велел армии переплыть море; как фельдмаршал Михаил Кутузов вступился за честь России. Минувшая история проходит в песнях такой, какой ее пережил народ, как он понял ее.
Исторические песни с их обостренным вниманием к событиям, участником которых был сам народ, легко переходят в поэзию бунта и протеста. Антикрепостнические песни, песни о солдатчине, так называемые «разбойничьи» и тюремные песни, в отличие от собственно исторических песен, говорят о повседневности, а не о каких-либо исключительных, неповторимых событиях, о делах отдельных прославившихся лиц. Эта поэзия ценна выражением массового социального протеста, и как море вбирает в себя реки, так и она вобрала в себя творчество, разное по типу и характеру. В особенности здесь много чисто лирических мотивов. Так, одна из песен начинается обычным лирическим иносказанием: поет в лесу соловушка, кукует горькая кукушка, их слушает сенная, дворовая, девушка и вторит их пению:
Государыня родная матушка!
Выкупи из неволюшки,
Из неволюшки — дому барского:
Пристоялись резвы ноженьки,
Примахались белы рученьки, Качаючи дитя барского.
Обычный в песнях образ горя и печали развит по-новому: он обрел острый социально-классовый смысл.
Создание новых песен на основе прежних совершалось и при изменении песен о солдатских походах:
Как и шли-прошли солдаты молодые,
Да за ними идут матушки родные,
Во слезах пути-дороженьки не видят.
Солдаты говорят матерям:
«Ох вы матушки родные, да родные,
Не наполнить вам синя моря слезами,
Не исходить-то вам сырой земли за нами».
Песни протеста не обязательно песни-жалобы. Зловещим весельем веет от песни «Как за барами житье было привольное...»:
Сладко попито, поедено, похожено,
Вволю корушки без хлебушка погложено,
Босиком снегу потоптано,
Спинушку кнутом побито ..
Избавление от такого бедствия видели в бегстве. Уйдя от господина, крестьянин становился мстителем. Его называли «разбойником», но он нападал только на бар и купцов.
Тракт проезжий — наша пашенка,
Пашню пашем мы в глухую ночь,
Собираем хлеб не сеямши,
Не цепом молотим — слегою
По дворянским по головушкам
Да по спинушкам купеческим...
Источники:
Аннотация: Этот сборник — антология русского устного народного творчества. В него входят сказки, былины, песни, пословицы, поговорки, загадки и другие фольклорные произведения.