Выдающимся достижением последнего десятилетия литературной деятельности Салтыкова-Щедрина является книга «Сказки», включающая 32 произведения. Это одно из самых ярких и наиболее популярных творений великого сатирика. Сказка представляет собой своеобразный жанр щедринского творчества.
Жанр сказки позволял писателю многое: во-первых, обойти цензуру с помощью иносказательного языка, во-вторых, открывался путь к более широкой читательской аудитории.
По своему содержанию сказки можно разделить на несколько групп: сатира на правительство; изображение народа; сатира на церковь; обличение мещанства и обывателей. Но, конечно, строгое разграничение щедринских сказок провести невозможно. Так, почти в каждой сказке писатель касается жизни народа, противопоставляя её жизни высших слоев общества.
Резкостью сатирического нападения на верхи самодержавия выделяется сказка «Медведь на воеводстве». Это произведение издевательски высмеивает царя, министров, губернаторов, которые преобразованы в сказочных медведей, свирепствующих в лесных трущобах.
В сказке нарисованы трое Топтыгиных, по-разному отличившихся на воеводстве. Первые два отметили свою деятельность по усмирению «внутренних врагов» разного рода злодействами. Один - мелкими, «срамными» (чижика съел), другой – крупными, «блестящими» (погром над мужиками учинил).
Топтыгин 3-й отличался от своих предшественников, жаждавших «блеска кровопролитий», добродушным нравом. Он ограничивал свою деятельность только соблюдением «исстари заведенного порядка», довольствовался злодействами «натуральными». Однако и при воеводстве Топтыгина 3-го лес не изменился: «И днем, и ночью он гремел миллионами голосов, из которых одни представляли агонизирующий вопль, другие – победный клик». А это значит, что также кто-то умирал, а кто-то оставался победителем. Так продолжалось многие годы. Наконец, лопнуло терпение мужиков, и они расправились с Топтыгиным 3-им, как перед тем расправились с Топтыгиным 2-ым.
Причина народных бедствий заключается, следовательно, не в злоупотреблении властью, а в самом существовании самодержавного строя, в равнодушии тех, кто может как-то повлиять на судьбу других. И спасение, по мнению Салтыкова-Щедрина, не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении воевод Топтыгиных вообще. Такова идея сказки.
В этой сказке смешное показано через трагедию, а трагичное - через смех. Сама история рассказана весело, но она реалистична и соотносится с действительностью. Поэтому эта история страшна по своей сути. Ведь действительно от топтыгиных страдали не какие-то там звери, а живые люди, которые мучились и не знали, как им избавиться от своей страшной участи. Для того, чтобы сказки были двойными по содержанию, Салтыков-Щедрин использует множество художественно-изобразительных приёмов: смех, иронию, сарказм, гротеск, гиперболу.
Так, с доброй иронией писатель изображает мужиков, простой народ вообще. Со злой иронией показаны в сказках образы помещиков, попов и правительства. Гротеск Салтыков-Щедрин использует тогда, когда проблема требует выделения, чтобы стать более смешной, а следовательно, и более страшной. Так, как уже было сказано, править мужиками может простой медведь.
К примеру, используя гротеск, писатель обличает обывателей. Представители этой группы людей нашли отражение в сатирических образах премудрого пискаря, вяленой воблы, самоотверженного зайца, здравомысленного зайца и других.
Изображением жалкой участи обезумевшего от страха героя сказки «Премудрый пискарь», пожизненно замуровавшего себя в темную нору, сатирик выставил на публичный позор обывателя, высказав презрение к тем, кто, подчиняясь инстинкту самосохранения, уходил от активной совместной борьбы в узкий мир своих личных интересов.
А ведь это очень смешная сказка. Но самое страшное состоит в том, что и сейчас "пруд пруди" подобных людей. От их равнодушия происходит много очень нехороших вещей на свете. Гибнут люди, природа…
С одной стороны, бездействие не так страшно, как, например, активное зло. Но с другой стороны, оно и приводит к тому, что зло становится действующим.
Следует сказать, что своими сказками, своим смехом Салтыков-Щедрин пытался, прежде всего, исправить людей, а не только высмеять их. Ему было важно, чтобы через улыбку над самими собой люди стали понимать, что они бывают часто не правы. И в то же время сказки Салтыкова-Щедрина нельзя назвать поучительными. Автор просто рассказывает о несправедливости, без каких-либо комментариев. Но рассказывает так, что приговор однозначен.
Великое мастерство сатирика выразилось в сотворении произведений, которые до сих пор затрагивают важнейшие общественные проблемы, до сих пор смешат своих читателей и до сих пор интересны.
Беру!