Два типа художника в романе А. Мердок «Чёрный принц»



В романе А. Мердок «Чёрный принц» представлены два типа художника: истинный творец в образе Брэдли Пирсона, который следует идее добра и идее духовной силы творчества и воплощает трагедию художника, относящегося к писательскому труду как к святому делу, ремесленник представлен в образе Арнольда Баффина, который пишет «ремесленные поделки» на потребу обывателю ради своего успеха и материального преуспевания.

Рассказчик Пирсон с иронией пишет о своём антиподе: «Плодовитый и популярный романист Арнольд Баффин, выпускающий по книге в год, никогда надолго не исчезает из поля зрения публики». Брэдли занимает прямо противоположную позицию по вопросу искусства, не соглашаясь с мнением Арнольда, которого, несмотря на это, считает своим другом. Обычно два друга-писателя, чтобы не обидеть друг друга, обходили область творчества молчанием, понимая, что художники — обидчивый народ. Однажды, просмотрев последнюю книгу Арнольда, Брэдли нашёл в ней кое-какие похвальные, на его взгляд, черты и поэтому согласился написать рецензию в воскресную газету, несмотря на то, что с рецензиями он выступал редко, и к нему редко обращались с просьбой написать рецензию.

[Screen]Именно Брэдли Пирсон «открыл» Арнольда, который был намного моложе его. В момент знакомства Пирсон был уже небезызвестным писателем, а Арнольд, недавний выпускник колледжа, только кончал свой первый роман. Рассказчик тогда уже «отделался» от жены и переживал один из тех периодов душевного и творческого обновления, в которых каждый раз усматривал залог ожидающих его успехов. А Арнольд, только что окончив Редингский университет по английской литературе, работал учителем в школе, но стыдливо признался Пирсону, что пишет роман.[/Screen] Успех начинающего писателя начался с того момента, когда Брэндли прочитал его рукопись, познакомил с издателем, написал положительную рецензию. Литературная карьера Баффина началась успешной с точки зрения финансовой, но он не создавал шедевров. Писал Баффин легко, каждый год по книге, и продукция его отвечала общественным вкусам. Слава и материальное благополучие пришли своим чередом.

Таким образом, Арнольд Баффин представляет тип художника, который думает о материальных благах, о том, как угодить критикам и писателям, стремится следовать моде и общественным вкусам, превращаясь в литературного подёнщика, обыкновенного ремесленника.

Брэдли Пирсон испытывает противоречивые чувства по отношению к своему «ученику». С одной стороны, он завидует той свободе, с какой тот пишет, в то время как сам Брэдли словно скован за письменным столом. Но, с другой стороны, повествователь никогда не испытывал той зависти к Арнольду Баффину, в которой его уличали окружающие по очень простой причине: он считал, что «плодовитый писатель» достигает успеха, поступаясь искусством. Брэдли угнетал тот факт, что молодой, многообещающий автор пренебрегает истинными целями творчества и так легко подделывается под вкусы публики.

Сам же «учитель» написал три небольшие книжки за сорок лет непрерывного литературного труда и с иронией пишет о себе, что «это нельзя назвать многоречивостью». Достоинство Брэдли заключается в том, что он действительно умеет различать истинные ценности, понимает, как важно бывает «держать до поры до времени язык за зубами, пусть даже это грозит тебе молчанием на всю жизнь». Для него «писательство — как женитьба», то есть он относится к творчеству, как истинный творец, стремясь написать о том, что его волнует по-настоящему, серьёзно относясь к писательству. Для него это не способ добывания денег, а цель и смысл жизни.

Брэдли Пирсон относится к типу рефлексирующего героя, постоянно находящегося в размышлениях и анализирующего свои поступки и их последствия, не случайно упоминается Гамлет, но в то же время героя сравнивают и с Дон Кихотом. Двойственность, противоречивость героя, сложность его чувств и отношений с окружающими проявляются на протяжении всего повествования.

[Screen]Три небольшие книжки за сорок лет непрерывного литературного труда — это нельзя назвать многоречивостью. Если я действительно умею различать истинные ценности, то я, во всяком случае, понимал, как важно бывает держать до поры до времени язык за зубами, пусть даже это грозит тебе молчанием на всю жизнь. Писательство — как женитьба.[/Screen]

[Screen]Сам герой отмечает эту свою двойственность: титанический мыслитель уживается во нём с осмотрительным, совестливым обывателем, полным моральных запретов и общепринятых страхов. [/Screen]

Образ героя раскрывается не только через его самохарактеристику, «я» - концепцию, но и через характеристику его другими персонажами, например, Рейчел сначала, добиваясь любви Брэдли, характеризует его так в диалоге с ним: [Screen]«… я так давно вас знаю, на вас словно бы возложена особая роль – роль рыцаря, как в старину, моего рыцаря, и это так необыкновенно, так важно, вы всегда представлялись мне немного мудрецом, каким-то отшельником, аскетом…».[/Screen]

Влюбившись в Джулиан, герой изменяется внутренне, полюбив по-настоящему, он испытывает внутреннее очищение: «Я очистился от гнева, от ненависти, очистился от всех низменных забот и страхов, составляющих наше грешное «я». Как рыцарю, ему было достаточно только знать, что она существует, хотя и никогда не будет принадлежать ему. Он был готов жить и любить в одиночестве, и сознание, что он способен на это, делало его почти богом.

К спискуК категорииВ меню