Черты утопии и антиутопии в романе Бернара Вербера «Звёздная бабочка»



Черты утопии в романе Вербера «Звёздная бабочка» заключаются в следующем. Во-первых, главный герой Ив Крамер, ежедневно смотрел по телевизору выпуски новостей и понимал, что общество идёт к своей гибели. Когда-то он был активистом движения в защиту природы, выступал за сохранение естественных ландшафтов, находящихся под угрозой исчезновения, против варварских условий содержания животных. Увлечённый анархистскими идеями, он выступал против правительства, полиции, армии. Но выпуски новостей лишь напоминали ему, что он верил в несбыточные сказки, а миром правят заурядные личности, фанатики, лжецы, которые навязывают остальным свои правила игры. Разочаровавшись в том, что на Земле можно усовершенствовать отношения между людьми, главный конструктор космического корабля Ив Крамер поставил перед собой цель – создать идеальное общество, в котором не будет власти, насилия, веры, поэтому он не берёт на корабль политиков, солдат и священников, так как вера, по его мнению, - это тоже диктат над личностью.

Миллиардер Габриэль, взявшийся вложить деньги в этот проект и воплотить его в жизнь, предложил Иву назвать корабль „Последняя надежда“. Ведь, по его мнению, этот проект — нечто гораздо большее, чем просто прогулка к звездам. Он может стать последней надеждой человечества. Недавний выпуск новостей, как считает миллиардер, говорит о том, что все летит в тартарары. Эта планета была колыбелью людей, но сами же они и совершенно ее разорили. Габриэль уверен, что уже никогда не удастся привести дела в порядок, поэтому, когда дом рушится, надо искать себе новое жилище. Он убеждён: следует начать всё с нуля, по-другому и в ином месте и действительно верит в то, что „Последняя надежда“ — это бегство от земных проблем, которых уже здесь не решить.

Таким образом, выделим одну из основных черт антиутопий: новое идеальное общество пытаются строить с нуля, на пустом месте, «в безвоздушном пространстве», полностью отказываясь от прошлого.

Во-вторых, общество представляет замкнутое пространство, отгороженное от остального мира, сначала на корабле более тысячи лет, затем на маленькой планете, где всего два человека должны дать жизнь новому человечеству.

Корабль находится в космическом пространстве 1251 год, это маленькая модель новой Земли, где всё устроено для благополучной жизни. В этом обществе нет денег, нет бедных и богатых, нет власти, свободные отношения между полами, детей воспитывают не родители, а общество. [Screen]В отношении брачных связей пассажиры «Звездной бабочки» установили правило свободного союза. Никакого брака: люди соединяются и расходятся совершенно свободно, без брачного контракта или иных документальных обязательств. Двери домов не имели запоров. Вся жизнь основывалась на взаимном доверии. Женщине, желающей какого-нибудь мужчину, или мужчине, мечтающему о какой-нибудь женщине, достаточно было лишь спросить объект своей страсти и получить согласие или отказ. Проблемы установления отцовства не существовало в принципе. Все новорожденные считались «звездными детьми» и в качестве таковых воспитывались и содержались за счет всего сообщества. Соответственно каждый малыш был «сиротой при 144 000 живых родителях».

[/Screen][Screen]Поначалу Ив Крамер был доволен своим проектом и думал: «Здесь лучше, чем на Земле». Конструктор даже перестал скучать по ветру или лучам настоящего солнца. Он оставил прошлое позади. Его больше не одолевали мысли о будущем. Он наконец-то оказался в бесконечном и идеальном настоящем.[/Screen] Но вот появляется комедиант Жиль, которому скучно, потому что в идеальном обществе нет сатиры и не над чем смеяться. Отсутствие сатиры – это тоже признак утопии, ведь в идеальном обществе, достигшем совершенства нет предмета для осмеяния.

Но со временем утопия перерастает в антиутопию. Натуру человека невозможно автоматически преобразить, изменив «место жительства» и устроив разумный и рациональный образ жизни. «Обезьяна» нет-нет и «выглянет» из человека. На корабле совершается преступление, и вскоре устроители проекта понимают, что без закона и власти общество не удержишь от анархии. Рано или поздно появятся бунтари, которые будут противиться власти, потому что пожелают поступать «по собственному хотению». Появляется Сатин с группой бунтовщиков и заявляет: «Человек создан жить на Земле, а не внутри консервной банки, которая будет тысячу лет гнить в космическом пространстве». Под гул одобрения со стороны бунтовщиков она требует развернуть корабль и лететь к Земле.

И даже на новой планете, где «общество» состояло всего из двух человек, не получилось идеальных отношений, возник конфликт. А как будут развиваться отношения Адриана с Эиа, автор не показал.

[Screen]В финале романа звучит мысль о том, что существует некое вечное повторение цепи событий. Оно берет начало в очень-очень давних временах и длится до сих пор. Возможно, существовало сто планет под названием Земля, отправивших в космос «Звездные бабочки» с выжившими людьми внутри. И, быть может, в будущем будет еще сто таких же планет. А дети уцелевших пассажиров каждый раз забывают, откуда они родом, и начинают думать, что их Земля — единственная.[/Screen] Каждый раз люди начинают сначала и повторяют одни и те же ошибки, так как природа человеческая остаётся прежней.

К спискуК категорииВ меню