Каждая научная дисциплина, с которой нам приходится сталкиваться, обязательно имеет в своем понятийном аппарате категорию «предмет». Это своего рода базис, вокруг которого и идет построение различных тезисов, вокруг которого находятся аргументы и утверждения. Предмет – это дисциплинарная мера отграничения, которая помогает правильно выстроить логическую конструкцию области знаний. По мнению Гадамера, философия это единственная наука, которая не имеет предмета в привычном смысле этого слова. Предмет философии – это самостоятельное понятие, которое не ограничивается определенными рамками. В подтверждение своих слов он приводит слова Аристотеля о том, что философия это своеобразный поиск этого предмета научного познания.
Однако сейчас, по мнению Гадамера, наступил период недоверия к столь «неопределенным» наукам, которой и считается философия, по мнению большинства. Автора настораживает тенденции повсеместной веры сухим цифрам и фактам, где не остается места для вариабельности. Зачастую слепой поиск жесткой константы во всем лишь усугубляет процесс познания, делая его чересчур зашумленным.
Предмет философского познания имеет характеристику ступенчатости. В философии нельзя поставить задачу и решить ее единственно-правильным решением в один момент, ведь это не математика. Философия подразумевает постоянный поиск и вариабельность ответов, отсутствие деления на верное и неверное.
Гадамер считает, что предмет философского познания непостоянен, ведь в сути своей он есть самостоятельно понятие. Он обладает свободой интерпретации и трансформации. Но главное, он обладает смыслом. Именно осмысление предмета философии и дает четкое понимание его. Но стоит отметить, что смысл здесь обретается не с помощью опытных данностей, что присущи точным наукам, а смысл обретается при опытном соединении многовековых традиций, в том числе и языковых.
Также автор осуждает излишнюю «псевдонаучность» и изобилие сложной и зачастую бессмысленной терминологии в философских трудах некоторых умов. Подобное явление показывало только мнимое интеллектуальное превосходство, отдавая основной мысли роль второго плана. Гадамер говорит о губительной силе авторитета, который может самостоятельно придумать сложную интерпретацию мысли и выдать ее за эталон, а те, кто не смог ее понять, выходят глупцами.
Таким образом, предмет философского знания по Гадамеру – это самостоятельно понятие, свободная мысль, продукт постоянного поиска. Он не нуждается в излишней трактовке, он не является основополагающей истиной в привычной трактовке данного явления.