Рубежом в развитии общественно-политической жизни США была гражданская война 1861-1865 гг. Победа Севера способствовала бурному развитию в США капитализма и ускорила выявление его противоречий. Радикальные изменения в общественной, экономической и политической жизни Америки, начавшиеся после Гражданской войны, набирают силу к середине 1880-х годов, когда молодая прежде, динамичная нация входит в пору не только индустриальной, но и культурной зрелости и определяются очертания тех США, какими они вступят в XX век. Это было время стремительного возникновения промышленной цивилизации трестов и монополий. 1869 год ознаменовался открытием Трансконтинентальной железной дороги: теперь товары и пассажиры могли пересечь всю страну из конца в конец меньше, чем за неделю. К 1890 году уже не Великобритания, но США являлись крупнейшим в мире производителем железа и стали. Социальные перемены в стране были огромными. Урбанизация жизни и рост населения шли невероятными темпами. Прирост городского населения к 1900 году в два раза превысил общий. Процесс иммиграции опережал даже темпы внутренней миграции: с 1870 до 1890 в страну прибыло шесть миллионов человек. Новая эпоха способствовала росту неравномерности в распределении доходов. Так, если в 1861 году нация могла похвастаться лишь тремя миллионерами, то к 1900 их было уже 3800 человек. Некоторые из них, такие как Эндрю Карнеги и Джон Д. Рокфеллер щедро финансировали открытие университетов и библиотек, поддерживая социальную сферу страны. Тем не менее, из общего количества американцев миллион человек жил в нищете.
Коррупция в верхах и социальная неопределенность доказали необходимость проведения реформ. На смену аболиционистским лозунгам борьбы против рабства негров и романтическому протесту против буржуазной цивилизации пришли лозунги борьбы против капиталистического рабства. Еще в годы Реконструкции началось движение рабочих, требовавших нормальных условий труда. В период с 1881 по 1894 годы прошло 14 800 забастовок, вовлекших 4 миллиона рабочих. Ряд широко известных забастовок, таких как на железной дороге в 1877 году, на шахтах в Теннеси в 1891 году и на сталелитейном заводе в Питтсбурге в 1892 году, был безжалостно подавлен. Страна оставалась в это время еще далека от единения, с классовыми и партийными различиями, отражавшими географическое разделение на индустриальный Восток и сельскохозяйственный Запад.
Многие американцы видели в «закрытии» западной границы лишение страны ее смысла существования и стремились к новым границам далеко за пределами страны. Такие империалистические предприятия достигли кульминации в 1898 г. с аннексией Гавайских островов и двойным захватом Кубы и Филиппин в ходе Испано-американской войны.
К середине 1920-х гг. на долю Соединенных Штатов Америки приходилось более половины мирового выпуска промышленных товаров, что являлось показателем высокого уровня индустриального развития страны. Америка стала на пути строительства нового общества, толкая тем самым весь остальной мир в экономическую пропасть. Следствием такого хода истории стала Великая депрессия.
Национальная гордость всегда играла ключевую роль в истории США. Экономическая ситуация в стране стала постепенно улучшаться в 1932 г., когда Ф.Рузвельт занял пост президента в 1933г.
Новый курс проводился во множестве аспектов. Среди достижений Нового курса были: Национальная администрация восстановления, Закон о социальном страховании, Администрация общественных работ. Также были приняты меры по узакониванию деятельности профсоюзов и восстановлению фермерских хозяйств «пыльного котла» на равнинах.
«Последовавшая за мировой войной социалистическая революция в России, - говорил Драйзер в 1838 г., - снова изменила направление американской литературы!»
Первая мировая война обнажила пороки капиталистического строя. «В мире наступил канун величайших переворотов», - рассуждал герой вышедшего в 1915 г. романа Эрнста Пула «Гавань». Октябрьская подтвердила правоту этого предчувствия, она не только обнажила слабые стороны капитализма, но и выявила преходящий характер всего буржуазного миропорядка.
Буржуазная пресса, несмотря на беспорядки в стране, «воспевала пресловутое «процветание» США… Американская буржуазия с большим рвением вещала на весь мир о наступлении «золотого века» в развитии США». [по Я.Н. Засурскому, 1977, с. 172].
Среди потоков безудержного славословия, в США выходит книга Теодора Драйзера «Американская трагедия», автор которой рассказывает правду о том, что скрывалось за фасадом показного благополучия.
Тема «американской мечты» в литературе США конца 19 начала 20 веков
Словосочетание «Американская мечта» стало ныне в Соединенных Штатах не просто популярным – оно стало вездесущим». [по Баталову, 2009, с.227]. Об Американской мечте рассуждали люди разных сословий, многие учебники для школ и вузов были посвящены этой проблеме. Американская мечта стала связующим звеном для людей, прибывших из разных стран мира и говорящих порой только на родном языке. Она, подчеркивает историк Джим Каллен, «стала своеобразным lingua franca (т.е. универсальным языком), идиомой, которую, как предполагается, может понять каждый…»
Выпущенный впервые в 1990 г. в США указатель к сборнику «Сотворение Америки» характеризует Американскую мечту как «популярную метафору, используемую при описании жизни в Соединенных Штатах и связываемых с ней чаяний и подразумевающую социальную мобильность и материальных успех.
Электронная международная «свободная энциклопедия», Wikipedia, определяет Американскую мечту как «идею, разделяемую многими в Соединенных Штатах Америки, о том, что благодаря упорному труду, смелости и решительности можно добиться процветания».
Отечественный справочник «Американа» истолковывает Американскую мечту как «идеалы свободы и открытых возможностей для всех, основанных на вере в безграничные возможности США и их исключительное место в мире».
Американская мечта – это длительный процесс, сопровождавший становление американского национального сознания и самосознания, американской цивилизации и культуры. Процесс, который распадался на ряд этапов и в ходе которого происходила внутренняя эволюция Мечты.
Одной из главных вех в истории Американской мечты стал 1931 г., когда появилась книга Джеймса Труслоу Адамса «Американский эпос». С тех пор Американская мечта прочно вошла сначала в американскую, а затем и в мировую культуру.
Уже в самом первом из предложенных Адамсом определений Американской мечты он говорит о ней как «мечте о лучшей… более счастливой жизни для граждан, какое бы положение они ни занимали…». Но рядом со счастьем Адамс ставит материальный достаток, богатство. Американская мечта – это «мечта о лучшей, более богатой» жизни для всех и каждого. «Это не просто мечта об автомобиле и высокой зарплате… Это не просто мечта о материальном достатке… Это нечто гораздо большее».
Американская мечта, по Адамсу, - это мечта о новом «социальном порядке», какого никогда не знала Европа и какого она не могла даже представить себе, но какой, как надеялись иммигранты, можно было создать здесь, в Новом Свете.
Образ «американской мечты» незримо присутствует во всей американской литературе XX века. Это — одна из традиционных тем американского романа, которая на разных этапах развития литературы получала различную интерпретацию и оценку.
В это время складывается ложное представление об американской исключительности, о возможности для каждого американца пробить себе дорогу к богатству. Реалистическая литература в США развивалась в противоречивой борьбе с этими иллюзиями.
Марк Твен, Уолт Уитмен и Брет Гарт относятся к числу писателей-реалистов и демократов, которые наиболее глубоко ощущали конфликты буржуазной Америки и пытались раскрыть это в своих произведениях. Писателям-демократам противостояли такие писатели, как Джеймс Рассел Лоуэлл, Ральф Уолдо Эмерсон, Генри Уодсворт Лонгфелло, которые не смогли увидеть жизненных конфликтов в американском обществе. Американская демократия рисовалась ими в розовых красках, и они все больше удалялись в сферу умозрительных интересов, далеких от злободневных проблем.
Появилась категория писателей, воспевающих буржуазную Америку и проповедующих возможность легкого обогащения каждого американца.
Стихия гражданской войны, героика и отвага народной борьбы нашла своего певца в Уолте Уитмене, творческий путь которого наиболее полно передает перемены, отделяющие литературу конца 19 века от эпохи романтизма, и теснейшие связи лучших традиций романтической и аболиционистской литературы с формирующейся американской школой критического реализма.
Творчество Драйзера оказало воздействие на всю американскую литературу 20 века. Его романы – это исследование всего американского общества, и подобно тому, как произведения величайших писателей позволяют понять целые эпохи, на основе книг Драйзера будущее поколение составляет достаточно полное представление о том, что являла собой Америка на исходе 19 века.
Традиция реализма продолжала развиваться – углублялась: у Драйзера это видно с особой ясностью. В 1925 году он начал писать «Американскую трагедию» - роман всей его жизни. В романе обозначились ключевые для Америки понятия и проблемы. Этим понятием в книге Драйзера явилась «американская мечта». Его роман лежит на магистрали идейных исканий американской литературы 20 века.