«Лермонтов занимает видное место в истории нашего душевного брожения, как истинный поэт скорби своего поколения» - А.А. Григорьев в своих заметках. На мой взгляд, наиболее ярко М. Ю. Лермонтов освещает все проблемы «своего поколения» в произведениях «Демон» и «Герой нашего времени». Демон и Печорин-эти образы являются творением одного человека, одной эпохи. Возможно, именно поэтому у них есть столько общего.
Прежде всего, их сходство заключается в их отношении к жизни: оба потеряны, не смогли найти себя в этот мире. Печорин, центральный герой романа «Герой нашего времени», принадлежит к высшему свету. Он не нашел свое место в этом мире: общество ему «ужасно надоело», чтение и науки не вызывали интереса, да и любовь светских красавиц «лишь раздражала самолюбие». Точно так же и Демона, героя одноименной поэмы, ничего не привлекало:
[Screen]Но, кроме зависти холодной,
Природы блеск не возбудил
В груди изгнанника бесплодной
Ни новых чувств, ни новых сил;
И всё, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.[/Screen]
Демон был изгнан с небес, но и власть над земным миром не доставила ему удовольствия:
[Screen]Ничтожной властвую землей,
Он сеял зло без наслажденья
Нигде исскуству своему
Он не встречал сопротивленья-
И зло наскучило ему…[/Screen]
Так же их общей чертой является эгоизм и равнодушие к чувствам других людей: Печорин принес лишь несчастья княжне Мари, Вере, а Бэле, ее семье и Грушницкому – гибель, также и Демон погубил Тамару и ее жениха. Оба понимали к чему могут привести их действия, но при этом позволили ломать жизни других людей, зная, что принесут им лишь страдания.
Таким образом, можно прийти к выводу, что самым главным сходством является наличие черт «лишнего человека». Они оба находятся в конфликте с собой и обществом, а так же оба недовольны своим положением, но, несмотря на свои способности и возможности, не прилагают никаких усилий, чтобы изменить его. И Печорин, и Демон – порождения байронизма, эгоисты, пресытившиеся и добром, и злом, именно поэтому ни одному их них не удалось найти свое место в этом большом мире.