Александр Сергеевич Грибоедов — гениальный художник русского реализма, создатель бессмертной комедии “Горе от ума”. Как истинно великий и гениальный писатель, Грибоедов ставил и решал в своем творчестве основные, важнейшие вопросы, связанные с жизнью и судьбами русского народа. Комедия “Горе от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания многих поколений России. Свою нравственно-воспитательную силу комедия не утратила и сегодня. В последнее время, к сожалению, она стала очень актуальной. Поклонение золотому тельцу, осмеянному в комедии, выросло в наши дни и стало самым популярным занятием. Все то, что подвергал критике Грибоедов, можно отнести с небольшими изменениями к нашей действительности.
Грибоедов не только отразил “свой век”, но и показал борца, способного изменить этот порядок. Комедия показала личную и общественную драму Чацкого. Конфликт героя с окружающей средой распространяется на все его житейские отношения, в том числе и на интимно-любовные. “Не человек, змея”,— говорит о нем Софья. А давно ли она была его сторонницей, разделяла передовые взгляды на общество, образование, службу Родине. Чацкий удивлен переменой в Софье:
“Послушайте, ужли слова мои все колки
И клонятся к чьему-нибудь вреду?
Но если так: ум с сердцем не в ладу”.
А в ладу ли с собой наш герой? Он спорит с Павлом Афанасьевичем, доказывая свою правоту, ругая признанные в этом доме авторитеты:
“А судьи кто?
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?”
Высказывает не разделяемые хозяином мысли на воспитание, образование, службу. Чацкий желает прогресса, которого так боится Фамусов и его окружение. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, — замечает Александр Андреевич. Павел Афанасьевич же придерживается полярно противоположного мнения. Говоря об известном чиновнике, взятом им за образец, Фамусов признается:
“Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб...”
На что Чацкий парирует:
“И точно, начал свет глупеть...”
Александр Андреевич, видя холодность Софьи, не хочет в это верить. Любя ее всем сердцем, Чацкий упрекает героиню, что она его дразнила, “надеждой завлекала”, но он лукавит перед собой и нами. Софья сразу дала ему понять, что он ей безразличен. Но влюбленный Чацкий отказывается в это верить и проходит свой “мильон терзаний”, по образному выражению Гончарова.
Чацкий смелый и самоотверженный борец с косностью и чванством, низкопоклонством и бездуховностью. Внешне он терпит поражение в столкновении с фамусовским обществом. Объявив сумасшедшим, окружающие отвергают его, а главное, он узнает всю правду о Софье, ее нелюбви к нему, о счастливом сопернике Молчалине. Наш герой с возмущением говорит:
“Безумным вы меня прославили всем хором,
Вы правы: из огня тот выйдет невредим.
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет”.
Чацкий покидает это общество, отвергшее его. Герой в поиске единомышленников, которые не только поддержат его, но и разделят с ним свои взгляды, идеи переустройства России. И мы знаем, что это будущие декабристы, благородные, сильные, стремящиеся отдать силы, талант, знания на пользу России.