Пьеса Горького является многоплановой картиной «дна» жизни начала XX века. Горький изображает множество персонажей с различными взглядами на жизнь, истину, бога, социальную ситуацию в стране. Несмотря на отсутствие прямого взаимодействия (Горький использует прием несогласного диалога – обмена репликами, не связанными друг с другом по смыслу) многие герои заочно вступают в негласный спор. Наиболее ярко представлены в пьесе «На дне» мировоззрения считающихся одними из наиболее значимых персонажей — Луки и Сатина.
Даже в предыстории показано различие данных персонажей: Сатин уже давно является жителем ночлежки, в то время как Лука появляется в описанном мире лишь на время. Двум данным героям даны большие монологи, заочно противопоставленными друг другу (Сатин произносит свой вовсе тогда, когда Лука уже ушел». Старик, мягкий оттого что его «много мяли», верит в ложь во благо — утешает Настю мечтающую о большой спасительной любви, умирающую Анну и нуждающегося в моральной поддержке запившего Актера(трагедия которого в том, что он от пьянства забыл даже «любимое»). В то время как Сатин, образованный человек (служил на телеграфе), попавший в ночлежку из-за своих нравственных принципов (он убил человека, вступившись за сестру), являющийся героем резонером увлеченного Ницше Горького, верит, что «человек — вот правда», что в человеке заложен потенциал сверхчеловека, который является ответом на все извечные вопросы, которому не нужна спасительная ложь.
Однако, в сущности, несмотря на неприятие Сатиным позиции Луки, в их мировоззрениях есть много общего. Так они оба верят в свободу человека. Лука считает, что Бог есть для человека, если он в него верит, если нет — его нет, так же и Сатин воспевает возможность человека жить как он захочет — верить или нет — но добавляет, что за все свои выборы платит сам же человек. Более того, оба персонажа негласно делят людей на Человека и представителей дна жизни, не достойные этого. Лука по всей видимости помогает из жалости к ничтожным и для него людям, как-то он всё же называет столяров хлам-народом. Так и Сатин, верящий в человека, за которым правда, не видит его в своём окружении «это не ты, но он», все они — дубьё.
Таким образом, в позициях Сатина и Луки есть схожее мировоззренческое обоснование, однако каждый приходит к своему выводу, сформировавшему их как носителей определённых идей.