Гоголь — последователь Пушкина



Вслед за Пушкиным Гоголь активно борется за правдивую высоко­идейную художественную литературу. В начале седьмой главы он пишет о двух направлениях в литературе. Одни писатели не спускаются «с вершины своей к бедным ничтожным своим собратьям» и создают только «возвы­шенные образы»; другие, напротив, выставляют «выпукло и ярко на всена­родные очи» повседневные характеры, которыми «кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога».

Гоголь выбрал путь писателя-реалиста, писателя-сатирика, беспощад­ного обличителя пошлости и косности. Он убежден в том, что «автор должен сказать святую правду» своим читателям, как бы ни была она горька.

Гоголь предвидит обвинения «со стороны так называемых патриотов, которые спокойно сидят по углам и занимаются совершенно посторонними делами, накопляют себе капитальцы, устраивают судьбу свою за счет дру­гих». Писатель имеет в виду косную, консервативную и реакционную часть русского общества, высмеянную им в «Мертвых душах». Так называемые патриоты, эти «хозяева жизни» нападали на всякую книгу, в которой вы­сказывалась «горькая правда». Подлинными патриотами Гоголь считает тех, кто не боится смотреть правде в глаза, кто громко говорит о недугах отчизны и своим трудом способствует ее процветанию.

Все надежды на обновление жизни писатель связывает с молодым по­колением. «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

К спискуК категорииВ меню