Фет существенно выделялся среди современников, его поэзия отличалась от стихотворений того времени. Из-за новаторства его творчества, например, стремление делиться с читателем своими чувствами, а не мыслями, Афанасий Афанасиевич часто подвергался критике, которую с достоинством выносил и не отступал от своего собственного индивидуального творческого пути. Произведения Фета выделялись особым слогом, автор часто нарочито нарушал строфическую композицию.
Фет ни в чём не стремится убедить читателя. Главной своей задачей автор ставил создать у человека образ, вызвать в нём чувства. «Поэт есть сумасшедший» — говорил Фет. Он считал, что поэт — есть человек, видящий мир под углом, отличным от других людей, и задачей творца Фет ставил показать реальность со своей точки зрения.
В стихотворениях Фет запечатлевает момент и показывает читателю будто бы застывшую картину:
«Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья»
В стихотворении «Шепот, робкое дыханье...» напрочь отсутствуют глаголы. Так привычные образы окружающего мира приобретают совершенно неожиданные свойства. Автор считал, что для создания образа картины достаточно просто обозначения предметов.
«Художественное произведение, к котором есть смысл для меня не существует» — говорил поэт. Предметом его поэзии становятся чаще всего именно чувства, а не явления, которые их вызывают. Фет утверждал, что поэзия и действительность не имеют между собой ничего общего. Он не писал гражданскую лирику, не поднимал острые социальные вопросы. С точки зрения Фета, общественные или идеологические вопросы поэзия затрагивать не должна.
Поэт обладал способностью тонко чувствовать и замечать красоту мира. Благодаря ей лирика Фета обладает яркой эмоциональностью и эстетикой. В его стихотворениях воспевается красота, ей проникнута каждая строка:
«На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит»
Такая поэзия не может не найти отклик в душах читателей, которые тоже неравнодушны к прекрасному.