Анализ стихотворения «Ласточки»



Анализ стихотворения А. А. Фета «Ласточки»

Кто не любит смотреть в ночное небо? «Небесный свод, горящий звёздной славой», манит своей таинственной, непостижимой глубиной. Так рождаются стихи – в попытке заглянуть в запредельный мир, прикоснуться к Вечности.

Стихотворение А. Фета «Ласточки» - об этой дерзновенной попытке человека постичь чуждую ему стихию – запредельную, вселенскую, космическую. Поэт стремится понять природу человеческого вдохновения и определить место и назначение человека вообще и творческой личности в частности во Вселенной.

Композиция стихотворения двучастная. В первой части создаётся образ ласточки, реющей «над вечереющим прудом». Лирический герой, «природы праздный соглядатель», любит следить за полётом ласточки, «забывши всё кругом». Стремительность ласточки передаётся с помощью ярких эпитетов – «стрельчатой», «молниевидного крыла».

Стихия ласточки – воздух, в нём она чувствует себя вольно, свободно, её жизнь – полёт. Но что же так влечёт её к «чуждой» ей водной стихии, почему она так низко пролетает над «гладью стекла», рискуя задеть «молниевидным крылом» поверхность пруда?

Во второй части содержится ассоциативное сравнение ласточки и человека.

Приближение ласточки к воде – дерзновение. Метонимия «тёмная струя» - характеристика чуждой ласточке водной стихии. Эпитет «тёмная» многозначен. «Тёмная» - это и непонятная, таинственная, влекущая своей непостижимостью, но и «роковая», опасная, страшная, как бездна.

«Дерзновение» ласточки сродни человеческому вдохновению. От конкретного, земного образа ласточки поэт переходит к философским рассуждениям.

Лирический герой Фета – человек вообще, «сосуд скудельный», то есть созданный из праха, слабый, смертный. У Тютчева человек – «мыслящий тростник». Человеку не дано постичь тайны мироздания, но он «дерзает» «на запретный путь», стремясь заглянуть за черту «запредельную».

В стихотворении Фета гармонично сочетаются мысль и чувство. Сначала – восторг, вызванный чудом природы – быстрокрылой ласточкой, затем философское размышление о природе человеческого вдохновения. Эмоциональность речи усиливается с помощью риторических вопросов:

Не таково ли вдохновенье...?

Не так ли я … дерзаю..?

Деятельность поэта, художника – сродни полёту ласточки: за видимой «праздностью» наблюдателя, за простым описанием явлений природы кроется сложнейший процесс отыскания, узнавания запредельной стихии, тончайших мировых движений, попытка выразить невыразимое.

К спискуК категорииВ меню