Характерным для английской литературы 30-х годов было развитие жанра социального реалистического романа о жизни и борьбе трудящихся. В те годы появились трилогия Грессика Гиббона «Шотландская тетрадь» (1932-1934), роман Джона Соммерфилда «Майский день» (1936), дилогия Льюиса Джонса «Кумарди» (1937) и «Мы живем» (1939), исторические романы Джека Линдсея («1649. Роман об одном годе» (1939) и др.).
Эти книги повествуют о росте классового сознания трудового народа Англии. Уже само обращение к теме классовой борьбы и революционных выступлений требовало широкого размаха в изображении событий. Это определило композицию произведений Джонса и Гиббона. Оба писателя создают циклы романов, объединяя их в трилогию и дилогию. Каждое из этих произведений охватывает значительный период в истории страны. Однако эпический размах изображаемых событий зависит не только от широты их хронологических рамок. Действие романа Соммерфилда «Майский день» происходит на протяжении всего лишь трех дней, но это не помешало писателю передать силу протеста бастующих рабочих, вылившегося в мощную первомайскую демонстрацию.
Льюис Грессик Гиббон (Lewis Grassic Gibbon, настоящее имя Джеймс Лесли Митчелл - James Leslie Mitchell, 1901-1935) родился в Абердиншире, в Шотландии. Он учился в местной школе; с шестнадцати лет стал репортером и работал в газетах Абердина и Глазго. В течение десяти лет (1918-1928) был солдатом британской армии. Он многое повидал, был в странах Среднего Востока и Центральной Америки, с увлечением занимался археологией, принимал участие в раскопках древней цивилизации народов майя.
За семь лет, с 1928 по 1935 г.. Гиббон написал 16 книг, отразивших широкий круг интересов писателя (романы, рассказы, книги по археологии).
Основное произведение Гиббона - трилогия «Шотландская тетрадь» (A Scots Quair). В нее входят романы «Песнь перед заходом солнца» (Sunset Song, 1932), «Вершины в облаках» (Cloud Howe, 1933), «Серый гранит» (Grey Granite, 1934). Эти романы посвящены жизни Шотландии трех первых десятилетий XX в. Шотландия в канун, во время и после первой мировой войны, процесс пролетаризации крестьянства, рост классовой сознательности крестьян и рабочих, их приобщение к политической борьбе - вот круг вопросов, к которым обращается Гиббон. На материале народной жизни Шотландии Гиббон развернул в романе одну из классических тем литературы новейшего времени - тему матери, отдающей своего сына человечеству. Все части трилогии объединены образом крестьянки Крис, воплощающей лучшие стороны шотландского народного характера.
В первой части трилогии события происходят перед войной. Молоденькая Крис - дочь арендатора фермы Джона Гутри - делит со своей семьей радости и горести тяжелого крестьянского труда. Гутри мечтал увидеть дочь учительницей, но Крис остается на ферме. Она любит родной край, его обычаи, тонко чувствует красоту природы. После смерти отца Крис становится хозяйкой фермы. Она выходит замуж за крестьянина Юэна Тавендейла. Рождается сын, названный в честь отца Юэном. Недолгую радость семейной жизни прерывает война. Она врывается в жизнь Крис и ломает ее. Тавендейл погибает.
Во второй и третьей частях трилогии место и круг событий значительно расширяются. Выйдя замуж за пастора Колхауна, Крис переезжает вместе с ним в городок Сеггет, где становится свидетельницей волнений рабочих ткацкой фабрики. Послевоенная жизнь принесла простым людям новые трудности. Бывшие участники войны убеждаются в этом. Всеобщая забастовка 1926 г. захватила и Сеггет. Кризис 1929 г. приводит к закрытию фабрики и безработице. Перед героями романа встает вопрос о путях преобразования жизни. К мысли о несостоятельности своих религиозных проповедей приходит Колхаун. Тяжело больной, он чувствует потребность сказать людям о необходимости изменить жизнь. Колхаун умирает во время воскресной проповеди. После его смерти Крис вместе с сыном переезжает в индустриальный городок Дункайрн. Оставив университет, Юэн работает на сталелитейном заводе, где включается в политическую борьбу. Как инициатора стачки его арестовывают и бросают в тюрьму. Но это лишь укрепляет Юэна в его взглядах. Он вступает в коммунистическую партию, организует и возглавляет «голодный марш» рабочих Дункайрна.
Гиббон тяготеет к эпически широкому размаху повествования. Об этом свидетельствует уже пролог к трилогии, построенный в форме зачина, повествующего о многих поколениях землепашцев, живших в Кинреддилэнде. В первой части трилогии отчетливо звучит мысль об извечной связи человека с землей, красоту которой Гиббон передает столь поэтически. Но, понимая необратимость истории, писатель не зовет вернуться назад - движение вспять невозможно. Он не идеализирует прошлое. Тема Юэна, начинающая в полную силу звучать в заключительной части трилогии, утверждает мысль о закономерности борьбы за установление справедливости на земле. С образом человека-борца, разделяющего передовые идеи эпохи, Гиббон связывает свои представления о дальнейшем движении истории. Жизнь не прекращает своего развития, но ее истоки, как и прежде, - в родной земле. Рождаясь в недрах земли, они питаются ее соками. К земле, в родные места возвращается Крис. Джек Линдсей верно заметил, что в «Шотландской тетради», и прежде всего на страницах, посвященных Крис, звучат голоса простых людей Шотландии. Проза Гиббона, передающая ритмику шотландской речи, музыкальна, она льется подобно песне, воспевающей красоту и радость бытия. Характеры четко намечены, но лишены глубины. Своеобразный колорит придает роману звучащее в нем уэльское наречие.
К числу романов о рабочей жизни принадлежит и «Майский день» (May Day) Джона Соммерфилда (John Sommerfield, p. 1908). Это произведение интересно как опыт создания коллективного образа поднявшегося на борьбу народа. Героем романа Соммерфилд делает рабочую массу, большой коллектив людей, многоликий и пестрый, но движимый единым порывом, объединившим его в монолитную силу.
В этом романе - своеобразный монтаж сцен; каждая составная часть книги представляет собой сцену-кадр из жизни Лондона на протяжении трех дней - с утра 29 апреля до середины 1 мая. Год, в который происходят события, точно не назван, но отнесен в «недалекое будущее». Роман открывается панорамой Лондона. Картина жизни Лондона динамична. Все - в движении, устремленном к единой цели, - первомайской демонстрации. Изображение ее становится кульминацией романа.
Роман насыщен документальным материалом. Соммерфилд включает в него отрывки из газетных статей, приводит статистические данные о количестве безработных, о смертности среди детей. И все же исторический колорит придают роману не эти фактические данные, а переданная в нем атмосфера напряженной общественно-политической борьбы 30-х годов.