Еще Н.А.Добролюбов отметил, что все произведения Ф.М. Достоевского имеют одну общую черту, которая везде проявляется в различной степени - это страдания и боль о человеческих судьбах. О людях, признающих себя, не имеющим права являться настоящей, самостоятельной личностью.
Ярким примером тому служит роман «Преступление и наказание», полностью раскрывающий боль и переживания автора за жизни и судьбы «маленьких» человечков, которым приходится жить в этом суровом обществе, их поруганную честь. Буквально с первых строк всплывают суровые картины, переполненные страданиями тех самых людей, влачащих свою жизнь в грязных и тесных комнатушках на бульваре.
Холодный и безразличный взгляд сытого Петербурга, бессмысленная суета трактиров, стихия мрачных улиц – все это ставит свою печать на людских судьбах. От чего они, отягощенные переживаниями, совершают порой, кажущиеся бездумными, поступки. То женщина, не выдержав такой жизни, бросается в канал, а тут девочка пятнадцати лет от роду бредет пьяной по улицам. Эти картины вызывают, переполненные горечью мысли у Раскольникова. Словно зная, чем все это закончится, он пророчит в своем уме страшную судьбу для растоптанной уже в юности человеческой души. Его рассуждения полны безнадежности и скорби по поводу морального падения, когда-то невинной души, ужа начавшее падение в пропасть пороков и гонений. И как вердикт звучит его последняя фраза, отписывающая девочке житья максимум девятнадцать лет от роду.
При этом Раскольников, наполняя гневом каждое слово, пытается убедить себя в том, что так и должно быть по закону мироздания, так как всегда есть определенный процент человечества, идущий на сознательное унижение. И в эту категорию попадают Дуня Раскольникова, Соня, Катерина Ивановна и Мармеладов.
Комната последнего является типичным примером приюта бедноты, живущей в столице. Один только вид жилища, той нищеты, уже дает понять всю горечь и безнадежность жизни Мармеладова, о которой он поведал Раскольникову.
Подобно крику о спасении звучит монолог Мармеладова, «исповедующегося» в грязном трактире. Став горьким пропойцей, он доходит до самых низов падения личности, так как что может быть хуже, чем обкрадывать свою семью и пропивать затем все это в кабаке. При этом, свой порок он объясняет нищетой, порождающей чувство обездоленности и приниженности и перерастающей в безмерность несчастья.
В диалоге с Раскольниковым он четко озвучивает свое ощущение человека, несправедливо задавленного, и погибающего под гнетом обстоятельств, сравнивая бедность с истиной, при которой человек может еще сохранить свое врожденное благородство. А вот в нищете – уже нет человека, как личности.